Словарь по христианству К КОРНЕЛИЙ

КОРНЕЛИЙ

КОРНЕЛИЙ – папа Римский с марта 251 г. по июнь 253 г. Император Деций Траян (249–251 гг.) преследовал христиан в Римской империи, сначала спорадически и локально, но с января 250 г. под угрозой смерти приказал всем гражданам выполнить религиозное жертвоприношение в присутствии комиссаров. Многие христиане отказались и были убиты (включая папу Фабиана), в то время как другие приняли участие в жертвоприношениях, чтобы спасти свою жизнь. После преследования возникли две фракции. Одна во главе с диаконом в епархии Рима Новацианом (Римским антипапой в 251–258 гг.) считала, что те, кто прекратил практиковать христианство во время гонений, не могут быть приняты обратно в лоно церкви, даже если покаются. Единственным способом вновь войти в церковь в таком случае должно стать повторное крещение. Противоположная сторона (в том числе Корнелий и Киприан Карфагенский) не верила в необходимость повторного крещения (т.е. относились к числу «колеблющихся»). Вместо этого они полагали, что грешники должны только показать своё раскаяние и истинное покаяние. В надежде, что христианство угаснет, Деций помешал избранию нового папы. Тем не менее, вскоре после этого император был вынужден покинуть город, чтобы бороться с вторгшимися готами, и пока его не было, выборы папы были проведены. В течение четырнадцати месяцев без папы главный кандидат (Моисей) умер в ходе гонений, Новациан рассчитывал, что он будет избран, однако выборы в марте 251 г. неожиданно выиграл Корнелий. Новациан был в ярости, что не был избран папой, и начал раскол в церкви, провозгласив себя антипапой. Корнелий получил поддержку св. Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.), св. Дионисия (епископа Рима в 259–268 гг.) и большинства африканских и восточных епископов, в то время как Новациан имел поддержку меньшинства духовенства и мирян в Риме, которые не признали папой Корнелия. Папа усилил главенство римской церкви, даже организовал регулярную переписку между различными церквами перед проведением Соборов. Следующим шагом Корнелия был созыв Синода из шестидесяти епископов, чтобы вновь заявить о себе как законном папе. Синод отлучил Новациана и его сторонников от церкви, а также заявил, что христиане, которые прекратили практиковать христианские обряды во время гонений императора Деция, могут причаститься только после выполнения епитимии. Решения Синода были отправлены в епархии. Шаткая позиция Корнелия в отношении падших привела к падению нравов, и в этот период была осуждена группа священников за изнасилование монахинь одного монастыря. Сохранилось послание Корнелия к Фавию Антиохийскому (251–253 гг.) и два послания Киприану Карфагенскому. Его письма были написаны на разговорной латыни, что позволяет предположить, что он происходил не из очень богатой семьи и, таким образом, не имел особого образования. Письма Корнелия позволяют исследователям оценить размеры церковной администрации в то время. В них папа упоминал, что Римская церковь включала «сорок шесть священников, семь диаконов, семь иподиаконов, сорок два помощника, пятьдесят два остиария и свыше одной тысячи пятисот вдов и лиц, терпящих бедствие». Из этих цифр исследователи сделали вывод, что в Риме при Корнелии было, по крайней мере, 50 тыс. христиан. В июне 251 г. Деций был убит в сражении с готами. Сразу же после этого императором стал Требониан Галл (251–253 гг.). Преследование христиан вновь началось в июне 252 г., и Корнелий был также был арестован императором и сослан в Чивитавеккья (центральная Италия), где и умер в тюрьме в июне 253 г. как исповедник. Легенда о его мученической кончине (14 сентября) – позднейшего происхождения (более поздние источники утверждают, что он был обезглавлен). Корнелий был похоронен не в часовне пап катакомб св. Каликста, а в соседних катакомбах, и надпись на его могиле была сделана не на латыни, а на греческом языке, как у его предшественника Фабиана 236–250 гг.) и преемника Луция I (253–254 гг.). На могильной плите написано «Корнелий мученик». Он редко упоминается в исторических источниках. В основном, имя Корнелия упоминается в связи с его конфликтом с Новацианом, который в итоге основал свою собственную церковь со своими епископами. Во время борьбы Новациана (251–258 гг.) за Римскую кафедру не обошлось без подтасовки: для получения необходимых голосов Новациан подпоил своих избирателей. Поэтому он известен как антипапа и отнесён к числу схизматиков (раскольников). Часть мощей Корнелия в Средние века были доставлены в Германию; его голова была принята аббатством Корнелимюнстер близ Аахена (земля Северный Рейн-Вестфалия). В Рейнской области он был покровителем влюблённых. Легенда, связанная с Корнелием, рассказывает о молодом художнике, который был нанят для украшения часовни в Нойсе. Дочь местного горожанина влюбилась в художника, но её отец запретил брак, заявив, что он даст согласие только если папа сделает так же. Чудом статуя Корнелия наклонилась вперёд с алтаря и благословила пару, и двое влюблённых поженились. Корнелий, наряду с римским трибуном Квирином Нойским (ум. в 115 г.), св. Губертом (656–727 гг.) и Антонием Великим (около 251 – 356 гг.), почитался как один из четырёх святых покровителей Рейнской области во время позднего Средневековья. Легенда также гласит, что камни во французском городке Карнаке – это языческие воины, которые были превращены в камень за преследование Корнелия. Католическая церковь чтит его память в день тезоименитства, 16 сентября. Имя «Корнилий» означает «боевой рог», и он представлен на иконах с рогом коровы или с самой коровой рядом. Он считается исцелителем от болей в ухе, эпилепсии, лихорадки, судорог, покровителем крупного рогатого скота, домашних животных, а также города Корнелимюнстера в Германии, где находится его голова. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru