Словарь по христианству К КАЛИКСТ I

КАЛИКСТ I

КАЛИКСТ I – епископ Римский (217–222 гг.). Его подлинную биографию исследователям восстановить трудно, т.к. сведения о нём сохранились лишь в произведениях представителей оппозиционных ему церковных кругов, прежде всего, в сочинении «Refutatio omnium haeresium» («Philosophumena»), приписываемом Ипполиту Римскому (около 170 – 235 гг.), потому они не особенно надёжны. Согласно этому источнику, Каликст был рабом христианского чиновника Каргофора, приговорённым к тяжёлому наказанию за растрату доверенных ему денег. Он был выпущен по просьбе кредиторов, которые надеялись, что Каликст сможет вернуть часть денег, но тот был вновь арестован за драку в синагоге, когда пытался одолжить деньги у евреев. «Philosophumena» утверждает, что Каликст был сослан на рудники в Сардинию. Был включён в список христиан, представленных к помилованию по просьбе евнуха-пресвитера Гиацинта, который представлял Марцию, любовницу императора Коммода (180–192 гг.). Папе Виктору I (189–199 гг.) удалось передать его императору, и Каликст вернулся в Рим, но в это время его здоровье было настолько ослабленным, что товарищи-христиане отправили его в Анций для восстановления сил. При преемнике Виктора I папе Зефирине (199–217 гг.) Каликст, приняв посвящение в диаконы, вскоре стал его правой рукой. Папа поручил ему исследование катакомб вдоль Аппиевой дороги. Каликст сумел получить разрешение властей на создание первого официального христианского кладбища в Риме (позднее названного катакомбами св. Каликста), значение которого огромно, т.к. это была первая попытка легализации церкви: в соответствии с римскими законами, церковь получала официальный статус collegia funeraticia – общины «для погребения умерших». В III в. девять епископов Рима были преданы земле в катакомбах св. Калликста, их часть теперь называется «Capella Dei Papi» (эти катакомбы были вновь открыты археологом Джованни Баттиста де Росси в 1849 г.). После смерти Зефирина Калликст наследовал ему в качестве папы. Став папой, выступил против бессрочного отлучения от церкви грешников, а также разрешил браки между женщинами аристократического происхождения и рабами (признав их действительными браками), что послужило главной причиной его острой полемики с ригористами, во главе которых стояли Ипполит Римский и Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (около 160 – 220 гг.). Часть духовенства избрала папой Ипполита, обвинив Каликста I в принятии в лоно церкви бывших еретиков и прикрытии прелюбодеяний. Ипполит, отказавшийся признать волю большинства, поддерживавшего Каллиста, организовал отдельную христианскую общину в Риме, став, таким образом, первым антипапой в истории. Бескомпромиссный в вопросах вероучения (в частности, он осудил савеллианство), Каликст I был снисходителен к людям и не отлучил от церкви даже своего соперника Ипполита. Основываясь на том, что «князь апостолов» Пётр в качестве наместника Христа построил церковь и получил «ключи от царства небесного», он считал, что главенство над всеми остальными конфессиями принадлежит епископам Рима юридически. Каликст I вводит ритуал таинства крещения как второго рождения человека в догматы церкви, что принимается всеми, кроме фарисеев. Ввёл также исповедальни для отпущения грехов, построил церковь при публичном доме для очищения от грехов, разрешил духовенству конкубинат (т.е. сожительство мужчины и женщины с намерением вступить в брак) и многожёнство. Дети, рождённые при этом, имели ограниченные права наследования. Эти «смягчения» в отношении нравов не могли не способствовать распространению христианства. Считается, что погиб Каликст I в результате преследований и отнесён к числу священномучеников. Хотя автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (около 263 – 340 гг.) ничего не говорит о его мученичестве, «Depositio martyrum», а также «Passio Calixti» (V в.) утверждают, что Каликст I погиб мученической смертью (память в католической церкви – 14 октября). Считается также, что умер Каликст I во время правления императора Александра Севера (222–235 гг.), терпимо относившегося к христианам. Исследователи полагают, что Калликст был замучен около 222 (или 223) г. во время народного восстания, но легенда, что он был брошен в колодец, не имеет исторического основания. Согласно апокрифическим «Деяниям Святого Калликста», римский диакон Астерий (ум. около 269 г.) поднял тело Каликста I со дна колодца и ночью похоронил его. За это он был арестован префектом Александром, а затем брошен с моста в реку Тибр. Каликст был признан мучеником в Тоди (Италия), 14 августа, похоронен на кладбище Калеподия. В IX в. его мощи были перенесены в церковь Санта-Мария-ин-Трастевере. Декреты, приписываемые Каликсту I, считаются подложными; подвергается сомнению и его мученическая кончина. Он был канонизирован, хотя Ипполит обвинял его в ереси теопасхитов (или патрипассиан). При нём умеренные взгляды взяли верх над крайностями монтанистов, идеология которых – целомудрие и мученичество. С целью дальнейшего размежевания с иудаизмом, Каликст I ввёл в употребление Новый Завет, который также (наряду с Ветхим Заветом) становится каноническим, т.е. обязательным в христианской догматике. См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru