КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ – христианские святые, канонизированные как Восточной, так и Западной церквами, славянские просветители; братья, по-видимому, славянского происхождения (или смешанного: отец был болгарином, мать – гречанкой), уроженцы македонского г. Фессалоники (Солуни), поэтому их называют солунскими братьями. Кирилл (827–869 гг.) считается создателем славянской азбуки (кириллицы). И Кирилл, и Мефодий (около 820–885 гг.) занимались переводами христианских вероучительных и богослужебных книг с греческого языка на славянский (македонский) язык. Кирилл и Мефодий – монашеские имена, Кирилл принял его за 50 дней до смерти (мирское имя – Константин); мирское имя Мефодия не известно. Вскоре после смерти Кирилл, а затем и Мефодий стали почитаться в Риме, о чём говорят их изображения с нимбами на фресках церкви св. Климента, затем почти пять столетий они были преданы забвению. В Болгарии их культ возник в конце IX в.; издревле первоучителей чествовали в Чехии: в 1347 г. они были названы патронами Чешской земли наряду с Иеронимом Стридонским (342 – 419/420 гг.), Адальбертом Пражским (955–997 гг.) и Прокопием Кесарийским (между 490/507 – после 565 гг.). Западная церковь канонизировала Кирилла и Мефодия в 1380 г. Папа Иоанн Павел II (1978–2005 гг.) отметил их просветительскую деятельность в энциклике «Апостолы славян» (2 июня 1985 г.). Просветитель славян Мефодий – один из самых почитаемых на Руси византийских монахов, канонизированных православной церковью. Основные сведения о нём есть в святоотеческой литературе, прежде всего, в книге «Житие Мефодия»; но «Житие» как жанр литературы тоже можно понимать как иконографию, только словесную. Исследователи предполагают, что оба «Жития» был написаны ближайшим учеником солунских братьев Климентом, впоследствии ставшим епископом Охридским. «Житие Кирилла» было написано в Паннонии, возможно, при участии Мефодия, а «Житие» самого Мефодия – позже, вероятно, в Болгарии. Основные биографические факты о первоучителях славян, сообщаемые в «паннонских легендах», подтверждаются и дополняются историческими документами. Но в то же время оба «Жития» содержат немало литературных черт, свойственных жанру агиографии. Жизнеописания Кирилла и Мефодия во многом выпадают из житийного канона: в них почти нет чудес, в которых герои демонстрируют свои сверхъестественные способности, нет в них и трёхмерности, образы идеализированы и идеологизированы. Их одухотворённость (отмеченность «духом святым») проявляется, главным образом, в научных занятиях на филологическом поприще. На греческом языке до нас дошли два «Жития» (пространное и краткое) Климента Охридского, в которых сообщаются некоторые данные о Кирилле и Мефодии, о первых годах создания славянской письменности. На латинском языке сохранились важные документы о них и их миссионерской деятельности – письма римских пап Иоанна VIII (872–882 гг.) и Стефана V (885–891 гг.), письмо архиепископа Теотмара Зальцбургского и других представителей баварского духовенства к папе Иоанну IX (898–900 гг.). Сохранилось и более раннее (871 г.) сочинение – «История обращения хорутан», тоже исходившее из зальцбургской архиепископии. Наконец, сохранились ценная записка и письмо (875–879 гг.) папского библиотекаря и секретаря по делам Востока и Запада Анастасия (817–879 гг.). По своему содержанию эти документы далеко не однозначны. «История обращения хорутан» и письма немецкого духовенства имеют резко тенденциозный характер, т.к. они предназначены для того, чтобы римская курия осудила славянскую миссию Кирилла и Мефодия как «еретическую», а такое обвинение в Средние века было очень опасным. Кроме расхождений в догматике Восточной и Западной церквей исследователи отмечают и сложности в церковно-политической борьбе двух христианских центров – Византийской империи (с её константинопольской патриархией и греческой культурой) и папской курии в Риме (с её латинской культурой). В дальнейшем длительная борьба привела к официальному разделению христианства на церковь Восточную (византийско-православную) и Западную (Римско-католическую). Однако задолго до этого борьба двух типов христианства повлияла на процессы христианизации разных стран, а вместе с ними и создание письменности у ряда европейских народов. Само географическое положение части славянских народностей (в Великой Моравии и Паннонии) обусловило то, что именно на этих территориях развернулась борьба христианства византийского типа и римского типа.

 



 
PR-CY.ru