КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ - Страница 2

Личность Константина Великого исследователями вообще признаётся противоречивой. Он, прежде всего и больше всего, был солдатом, мужественным и увлекающимся, но искусным полководцем, а потом уже политиком, умело разбиравшимся в сложной политической конъюнктуре своей эпохи. Его государственная идея не была оригинальной: он жил традицией Диоклетиана, продолжая и развивая его деятельность и вливая плоды своих трудов в целое, созданное его предшественником. Константин I Великий подчёркивает характер новой империи, называя себя «dominus», украшая себя диадемой и иерархизируя свой пышный двор. Главнейшим фактом его правления является утверждение христианства в качестве официальной религии. Религиозный и суеверный Константин I Великий примкнул к христианскому Богу уже во время борьбы с Мексенцием, хотя исследователи не могут с полной уверенностью отстаивать истинность впоследствии засвидетельствованного им клятвенно видения на небе креста с надписью: «Сим победиши». Во всяком случае, признание христианства было с его стороны не актом политика, а актом верующего. Вводя христианство в ряд признаваемых государством религий, Константин I Великий после победы над Максенцием освобождает клир от муниципальных налогов и принимает на счёт казны его содержание, в 313 г. в Милане он и Лициний провозглашают начало веротерпимости (см. Миланский эдикт). Признание христианства государственным культом постепенно переходит (особенно после победы над Лицинием) в признание его господствующей религией. Ряд законов создаёт экономически и юридически привилегированное положение клира и кладёт начало юрисдикции епископов и росту их политического значения. В пользу христианства Константин I Великий осуществил ряд положительных деяний: прекратил языческие игры, отменил казнь через распятие, разрешил освобождение рабов, запретил частным лицам приносить жертвы идолам, ввёл празднование воскресного дня, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, разрешил строить христианские храмы и запретил вносить в них статуи и изображения императоров, отменил штрафы с церкви и субсидировал церковь из государственной казны. В то же время он способствовал объединению и организации церкви самим фактом объединения империи и ещё больше – своим к церкви отношением. Христианская церковь всегда считала Константина I Великого своим благодетелем и не уничтожала его статуи (конная статуя Марка Аврелия в Риме сохранилась лишь потому, что в Средневековье её принимали за изображение Константина I). При нём Иерусалим вновь стал называться этим именем вместо названия (Элия Капителина), данного ему при императоре Адриане (117–138 гг.). Преемник прежних императоров-жрецов, Константин I Великий рассматривал себя «епископом внешних дел церкви» и вмешивался не только в дела, касающиеся организации церкви, но и в догматические споры, созывал Соборы и сам председательствовал на них, руководил прениями и определял решения, несмотря на то, что принял крещение только перед смертью (говорят, от арианского епископа). Уже в 316 г. он присутствовал на Соборе в Арле; 20 мая 325 г. открыл Никейский собор, на котором провёл победу кафолического учения над арианством, и вновь созвал его в 327 г., чтобы смягчить постановления, направленные против еретиков. Константин I Великий поставил суд церкви выше светских судов, утвердил за церковью право на приобретение земель, согласился, чтобы епископы «нравственно контролировали» правителей областей и даже высших чиновников государства. В этом его энергичном вмешательстве в дела церкви уже намечаются, несмотря на послушание церкви, будущие столкновения между ней и империей, поскольку быстрая христианизация римского общества часто была поверхностной и формальной, а над самим вероучением нависла угроза поглощения государством. Константин I Великий провёл реформу государственного устройства, поделив империю на четыре префектуры, префектуры – на диоцезы, диоцезы – на провинции. Церковь немедленно переняла это устройство и ввела «преимущество власти»: теперь епископы диоцезов могли властвовать над епископами маленьких городов. Так установилась церковная иерархия. Епископ диоцеза стал архиепископом, а выше них стояли патриархи – иерархи тех церквей, которые, согласно преданию, были основаны непосредственно апостолами (Римский, Александрийский, Антиохийский, позднее – Константинопольский).

 



 
PR-CY.ru