Словарь по христианству К КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, Клюнийское движение

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, Клюнийское движение

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, Клюнийское движение – преобразования, проведённые в рамках католической церкви (см. Католицизм) по инициативе бенедиктинского монастыря Клюни – небольшого города в Верхней Бургундии (Франция), в котором в X в. зародилось мощное движение «за очищение церкви» от феодальных и местных влияний и от неизбежно сопутствующей им коррупции. Аббатство Клюни представляло собой первый монашеский орден, в котором все монастыри, разбросанные по Европе, подчинялись единому главе (все клюнийские монастыри, которых через сто лет после основания ордена насчитывалось добрая тысяча, управлялись приорами под юрисдикцией аббата Клюни). По этой причине аббатство Клюни называли первой транслокальной корпорацией, послужившей в итоге моделью католической церкви в целом. Под влиянием клюнийцев церковь пыталась защитить бедняков от феодалов, введя в 1024 г. запрет на войны и военные действия, по меньшей мере, в течение одного дня в неделю, провозгласив анафему на тех, кто грабит бедных. Собор 1041 г. подробно разработал систему «Божьего мира», т.е. периодических примирений. Эти усилия аббатства Клюни и церкви в целом по ограждению определённых классов людей от военной службы и посягательств на их личность и имущество, а также по ограничению военных действий определёнными днями могли иметь лишь частичный успех в эпоху насилия и анархии, какими были X и XI вв. Однако значение движения за мир для будущего (и особенно для будущего западной традиции права) было громадным, поскольку опыт принесения коллективной присяги во имя мира сыграл ключевую роль в основании городов в конце XI в. и позднее, в формировании гильдий и цехов внутри городов, в законодательной деятельности герцогов, королей и императоров через так называемый герцогский (или королевский) мир и через «мир земли». И что важнее всего, клюнийцы и другие реформаторы большое внимание уделяли специальному образованию клира, стремились повысить уровень религиозной жизни, нападая на церковную власть феодальных и местных правителей, которая особенно ярко проявлялась в покупке и продаже церковных должностей (симонии) и в практике брака и внебрачного сожительства духовенства (николаизме). То и другое вовлекало священников в местную и клановую политику. Однако для успеха этих усилий необходима была поддержка сильной центральной власти. Папство же было слишком слабым для этой цели, поскольку папы в то время сами подчинялись городской аристократии Рима. У истоков клюнийского движения стоял Гильом Благочестивый (860/865 – 918 гг.), герцог Аквитании с 893 г. В одном из своих бургундских поместий он основал общину из двенадцати монахов, во главе которых был аскет Бернон. Община не подчинялась никаким светским или духовным властям, кроме папы Римского, жила по уставу родоначальника западного монашеского движения Бенедикта Нурсийского (около 480 – 547 гг.), дополненного положениями Аахенского капитулярия 817 г. и правилами монаха и государственного деятеля Бенедикта Аньянского (745/750 – 821 гг.). Монахи давали обет молчания; из-за этого у них получил развитие своеобразный язык жестов. Вскоре шесть монастырей приняли клюнийский устав, а через полтора века Клюни стал центром крупнейшей монашеской конгрегации, во главе которой находился отец-аббат (patter abbas). Главы остальных монастырей подчинялись ему и именовались приорами и деканами. Клюнийцы обратились за поддержкой к императорам, преемникам Карла Великого (800–814 гг.), которые, в свою очередь, обрадовались поддержке со стороны Клюни, да и других реформаторских движений; с помощью этой поддержки они со временем стали назначать папу. В противовес характерным для нового времени идеям раздельности церкви и государства церковь в 1000 г. ещё не  мыслилась как видимая, корпоративная, юридически оформленная структура, противостоящая политической власти. Наоборот, церковь (ecclesia) была задумана как христианский народ, руководимый и светскими, и духовными властями. Задолго до того, как Карл Великий согласился, чтобы папа в 800 г. короновал его императором, его верный слуга, английский учёный и религиозный деятель Алкуин (около 735 – 804 гг.) назвал его правителем христианской империи.

 



 
PR-CY.ru