КАЛЬВИНИЗМ - Страница 6

С этой поры Голландия стала убежищем гонимых в других странах протестантов; на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов: религиозные дела были предоставлены усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью (так называемых гомаристов) отделились умеренные (арминиане), отвергавшие суровое учение Жана Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба республиканско-аристократической и демократически-монархической партий, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и её вожди сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (1618–1619 гг.). Во Франции гугеноты приняли активное участие в религиозных войнах на стороне Генриха Наваррского Бурбона (1553–1610 гг.). С его приходом к власти (королём Франции он фактически стал с 1589 г., формально – с 1594 г.) был издан Нантский эдикт (1598 г.), который гарантировал гугенотам веротерпимость государства. На Юге и Западе Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями. Их талантливые публицисты и историки (Hotman во «Franco-Gallia», Languet в «Vindiciae contra tyrannos», неизвестный автор «R éveille-Matin des Fran ς ais», Agrippa d'Aubigné в «Histoire universelle») развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом их политическая организация была признана; король старался лишь урегулировать её и контролировать её деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в 1620 гг., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В начале 1620 гг. политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629 г.), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты кардиналом Ришельё (1585–1642 гг.). Французский кальвинизм в учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии – в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные, представители провинций – в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточённого столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572 г.). Гугенотскими теологами были Пьер Дюмулен (1568–1658 гг.) и Шарль Дреленкур (1595–1669 гг.). Дальнейшее развитие кальвинизма во Франции было приостановлено при Людовике XIV (1643–1715 гг.), отменившем Нантский эдикт, что спровоцировало эмиграцию французских кальвинистов в другие страны. Часть эмигрантов осели в Нидерландах, где реформатская церковь была признана в качестве государственной со времени побед национально-освободительного движения во главе с Вильгельмом Оранским, что стимулировало расцвет голландской реформатской теологии в XVII в. (Франциск Гомар, Вильгельмус Бракел, Якоб Катс и др.).

 



 
PR-CY.ru