КАЛЬВИНИЗМ - Страница 5

Нидерландская школа кальвинизма в XX в. внесла значительный вклад в развитие европейской философии (А. Кайпер, Г. Бавинк, К. Схилдер, Г. Дойеверд, Д.Т. Волленховен). Кальвинистские церкви располагают многочисленными средствами массовой информации. Так, наиболее авторитетным периодическим изданием реформатов Европы является нидерландская газета «Стандарт» (De Staandard), основанная А. Кайпером. Исследователи предпочитают считать основными этапами развития кальвинизма его распространение по отдельным регионам и возникновение основных форм организации. Первые общины возникли в 1530 гг. во Франции и Швейцарии, их лидерами были Гийом Фарель (1489–1565 гг.), затем Жан Кальвин (1509–1564 гг.) и его сподвижник Теодор Беза (1519–1605 гг.). Они существовали параллельно целому ряду других протестантских общин, среди которых выделялось цвинглианство (цвинглианские церкви в Швейцарии также называются реформатскими, хотя они так и не стали кальвинистскими). В 1536–1541 гг. после длительных конфликтов с общиной Берна и либертинизмом Жан Кальвин и его сторонники создали теократическую общину в Женеве, установив строгую церковную и гражданскую дисциплину. Из небольшого уголка романской Швейцарии кальвинизм распространяется в другие страны: Германию, преимущественно на Западе (в Рейнской области и Гессене – под названием реформатской церкви), где был принят «Гейдельбергский катехизис», в Нидерланды, где кальвинисты приняли участие в войне за независимость страны, во Францию, где они стали известны под названием гугеноты, в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли: кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира, признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности: лютеране считали, что «лучше паписты, чем кальвинисты». Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). Лютеране большей частью остались чужды предохранительной унии (1609 г.), заключённой кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648 г.) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817 г.), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь). В Нидерландах (Бельгия и Голландия) кальвинизм выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V Габсбурге (1500–1558 гг.) лютеранской Реформации в этих областях, кальвинизм стал здесь распространяться в 1550-х и 1560 гг., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооружёнными людьми; осуждённых на сожжение проповедников силой освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла буря иконоборчества. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Филиппом Марниксом де-Сент-Альдегондом (1540–1598 гг.). Прибытие испанского войска под начальством герцога Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), ещё больше сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами; многие перешли в протестантизм (между прочим, и главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский; 1533–1584 гг.), многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооружённого сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов («морские гезы») захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576 г.), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство населения Бельгии оставались верными католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных кальвинизму провинций составили независимую Голландскую республику (1581 г.).

 



 
PR-CY.ru