КАЛЬВИНИЗМ - Страница 4

Богослужение кальвинистских церквей строится на псалмах, общей молитве и проповеди (которой уделяется особое внимание). Существуют три основных обряда – женский (существующий в основном в континентальной Европе), шотландский (распространённый в англо-американских и корейских церквах) и смешанный, отличающиеся особенностями облачений служителей, музыки и т.п. Признавая многообразие форм поклонения и будучи очень гибким в отношении культурных различий, кальвинизм не допускает излишних жестов, религиозного экстаза или притязаний на сверхъестественные проявления в церковной жизни, не поощряет модернизма и спонтанности в богослужении. Обычно кальвинисты празднуют Рождество и Пасху, однако в некоторых традициях, кроме воскресений, праздников нет (в Шотландии в XVII в. существовало течение, соблюдавшее не воскресный, а субботний день). Все кальвинистские церкви отвергают священные изображения, культ святых, мощей, реликвий, паломничество (показательно, что захоронение самого Жана Кальвина по его воле было тайным, чтобы не допустить превращения его могилы в место культа). Однако значение Святой земли (Палестины) в пуританизме очень велико и связывается в некоторых случаях с ветхозаветной эсхатологией (Д. Оуэн, С. Рутерфорд, Р. Макчейн), а многие верующие стремятся посетить Иерусалим и города, связанные с жизнью великих реформаторов. Кроме многообразия форм богослужения в кальвинизме нет и единой организации церкви. Различия церковного устройства касаются подчинения общин: реформатские (в континентальной Европе) и пресвитерианские (в англоязычном мире и на Востоке) церкви предполагают управление общинами посредством регионального и национального руководства (соответственно пресвитерии и ассамблеи), а конгрегационализм и большинство баптистов-кальвинистов настаивают на полной автономии общин, которые могут иметь только координацию, но не подчинение (сторонники той или иной формы управления обычно не считают её единственно возможной). Общим же принципом организации церковной общины является общепротестантское положение о «всеобщем священстве», которое обычно предполагает, что общиной руководит коллегия избираемых ею старейшин – пресвитеров, составляющих консисторию (хотя часть кальвинистов считает возможным и епископальное управление). Принципиальное значение в кальвинизме имеет церковная дисциплина, призванная посредством временных или постоянных отлучений от церковного общения и таинств поддерживать среди верующих нравственные стандарты и не допускать в общине несовместимых с христианской жизнью проявлений греха. Будучи интегральной системой культуры, кальвинизм с самого начала способствовал развитию книгопечатания и издательского дела, переводов текстов на национальные языки, а также придавал огромное значение христианскому образованию. Он выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты. Кальвинист XVI и XVII вв. представлял собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжёлого, враждебного светской жизни и удовольствиям, простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. Первыми учебными заведениями, созданными при участии реформатских церквей, стали университеты Женевы и Лейдена (1575 г.). Пресвитериане и конгрегационалисты также создали всемирно известные центры науки: Гарвардский, Йельский и Принстонский университеты; Принстонский университет был создан крупнейшим мыслителем-кальвинистом XVIII в. конгрегационалистом Джонатаном Эдвардсом (1703–1758 гг.). Шотландскими пресвитерианами был реорганизован университет Святого Андрея в Эдинбурге, а центром пуританской теологии долгое время был Кембридж с его филиалами, такими как известный колледж Святой Троицы (Trianty-College). Кальвинистскими была значительная часть учебных заведений, созданных английскими диссентерами в XVII–XVIII вв. Учёным центром кальвинизма долго оставалась Женева. Наиболее крупными современными кальвинистскими учебными заведениями являются Свободный университет Амстердама (основан А. Кайпером), есть сеть аналогичных университетов. Крупнейшие из них – в Будапеште, Кэлвин-колледж в г. Грэнд-Рэпидс (штат Мичиган, США), Вестминстерская теологическая семинария, Теологический колледж в Гамильтоне (штат Онтарио, США) и др.

 



 
PR-CY.ru