КАЛЬВИНИЗМ - Страница 3

Исповедуя последовательный кальвинизм, пуритане не только стремились добиться свободы церкви от светской власти и ликвидировать остатки католицизма в процессе английской Реформации, но и разработать целостную систему практического благочестия и аскезы, нашедшую наиболее полное выражение в раннем ривайвелизме (см. Ривайвелизм) в США (Джордж Уайтфилд, 1714–1770 гг.; Джонатан Эдвардс, 1703–1758 гг. и др.), а также в духовном возрождении в Шотландии в XVIII – первой половине XIX в. (Томас Бостон, 1676–1729 гг. и «Люди сущности», Томас Чалмерс, 1780–1847 гг. и его кружок). Но тезис немецкого социолога и философа Макса Вебера (1864–1920 гг.) и британского экономического историка Ричарда Генри Тоуни (1880–1962 гг.) об определяющей роли кальвинизма в становлении буржуазной этики и экономики аргументировано оспаривался многими мыслителями (В. Зомбарт, Д. Хакнесс), поскольку земное благополучие никогда не рассматривалось в кальвинизме в качестве критерия избранности к спасению. Тем не менее, вопросы социальной этики и политико-правового статуса церкви занимают в кальвинизме большое место. Его общественно-политические идеи основаны на принципе взаимодополнительности церковной и государственной властей, при доминировании церкви. Ещё Жан Кальвин провозгласил концепцию двух родов власти – духовной и политической, или «временной» (temporelle), которые относятся соответственно к «внутреннему» (духовному) и «внешнему» (греховному) человеку и которые нельзя смешивать. В «Наставлении в христианской вере» он развивает положение о том, что государство в своей деятельности должно руководствоваться требованиями христианского нравственного закона; при выполнении этого требования любая форма правления является законной. Государство, не имея права вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви, тем не менее, должно служить ей, чтобы «религия не подвергалась публичному насилию и оскорблению по причине безнаказанной вседозволенности». Эти идеи были восприняты и дополнены, прежде всего, в Шотландии, где под руководством Джона Нокса (около 1510–1572 гг.) был впервые реализован ковенант – договор между церковью и обществом, утверждающий христианские обязанности общества в соответствии с его представлениями об ответственности государства перед церковью. Кроме этого, в пуританской литературе было сформулировано право церкви на гражданское сопротивление, если она подвергается гонениям антихристианского народа (основание этому пуритане видели в практике ветхозаветной церкви). Практическая реализация этих идей связана с идеологией нонконформизма (см. Нонконформизм) в Англии, а также с принципом теократического управления пуританских общин в Англии и Америке (Д. Коттон, Д. Уинтроп, Р. и К. Мезеры). Для некоторых течений современного кальвинизма (так называемый реконструктивизм, прежде всего, школа Р. Рашдуни и созданный при её участии Халкидонский фонд – Chalcedon Foundation) характерно также убеждение в применимости ветхозаветных гражданских законов в современном обществе. Хотя сам Жан Кальвин эту идею отвергал, и в пуританскую эпоху она разделялась лишь отдельными теологами и общественными деятелями (например, казнённым в 1661 г. С. Рутерфордом). В XIX–XX вв. принцип всестороннего влияния церкви на общество развивался в Нидерландской школе кальвинизма, лидер которой Абрахам Кайпер (1837–1920 гг.) даже основал консервативно-клерикальную Антиреволюционную партию. Он полагал, что право властвовать принадлежит только Богу, люди могут лишь служить Богу и ближнему, что особенно необходимо вследствие греха. Но, несмотря на постулируемое огромное значение церкви в жизни общества, обрядность в кальвинизме менее выражена, чем в других конфессиях. Кальвинизм признаёт два таинства крещение и причащение как заповеди, установленные непосредственно Иисусом Христом (другие обряды таинствами не считаются). Крещение рассматривается кальвинистами как таинство вступления в общину Завета, а евхаристия – как продолжающееся духовное приобщение через невидимое действие Святого Духа избранных телу и крови Христа, которые прославлены и пребывают на Небе (представление о пресуществлении отвергается). В ортодоксальном кальвинизме, отвергающем баптистскую практику крещения только по вере, считается, что обязанность служить Богу возложена как на верующих, так и на их детей, также включённых в Завет и видимую церковь, что означает необходимость крещения детей, а в некоторых общинах, например, в США, – и их участия в евхаристии.

 



 
PR-CY.ru