КАЛЬВИНИЗМ - Страница 2

Концепция абсолютного предопределения раскрывается и через антропологию кальвинизма. Согласно кальвинистской традиции, человек первоначально был создан по образу Божьему, обладал знанием истины, праведностью и свободой воли при условии подчинения Божественному закону. В реформатском богословии после Кальвина (Генрих Буллингер, 1504–1575 гг.; Каспар Олевиан, 1536–1587 гг.; Иоганн Кокцеюс, 1603–1669 гг. и большинство пуритан) этот завет с Адамом понимается как завет дел. Итогом грехопадения явилось отвержение человека и его «абсолютная греховность» (total depravity), передаваемая в силу онтологического единства человечества всем поколениям. Кальвинисты убеждены, что в грехопадении человек утратил свободную волю и оказался не в состоянии сам обратиться к Богу до тех пор, пока Бог не извлечёт его из падшего бытия. Однако грехопадение не нарушило замысла Бога, Который предвечно и свободно избрал часть падших творений, чтобы примирить их с Собой, хотя мог бы и не делать этого и отвергнуть всё согрешившее человечество. Таким образом, получается, что Иисус Христос искупил не всех, а лишь избранных (так называемое ограниченное искупление – limited atonement). Положение об ограниченном искуплении и предвечном избрании ко спасению и осуждению является отличительными особенностями ортодоксального кальвинизма. Во Христе Бог предвечно заключил с избранной частью человечества второй Завет – Завет благодати, проявляющийся в ветхозаветном Законе (который также есть дар благодати) и в Евангелии. При этом совокупность избранных составляет единый народ Божьего Завета – Израиль как несовершенную церковь и церковь как исполнившийся Израиль (в пуританской традиции эти понятия взаимозаменяемы). Экклезиологической основой (см. Экклезиология) кальвинизма является общепротестантское представление о наличии видимой и невидимой церкви. Важнейшей же его особенностью стало убеждение во всеохватном характере миссии церкви, которая касается не только личной духовной жизни людей, но также культуры, общества и государства. Во многом это связано с эсхатологией (см. Эсхатология) кальвинизма, классические версии которого основаны на постмилленаризме, акцентирующим идею господства Христа во всех сферах человеческой жизни и победы церкви в истории (хотя в кальвинизме распространён также амилленаризм, полагающий, что Тысячелетнее царство существует только в небесной Церкви). Согласно кальвинистской сотериологии (см. Сотериология), люди, принадлежащие к Завету, избраны Богом безусловно (unconditional election), т.е. заслужить избрание невозможно ни делами, ни верой, оно безусловно и предвечно даруется Богом по благодати. При этом благодать действует на избранных с внутренней силой, исключающей возможность противиться ей (так называемая неодолимая благодать – irresistible grace), а отпадение от Христа, если человек действительно избран, невозможно (учение о «стойкости святых» – perseverance of saints). При этом избранным к спасению даруется и способность к добру, которая исходит только от Духа Христова и не является человеческой заслугой или продуктом свободной воли. Эти концепты были разработаны и утверждены в период спора с арминианством (см. Арминианство) на Дортском синоде (1618 г.) и Вестминстерской ассамблее (1648 г.). Кальвинистскую сотериологию разделяют также часть баптистов, однако реформатскую традицию обычно отделяют как от лютеранской, так и от баптистской. Исходя из данной сотериологии, англоязычный кальвинизм, уже начиная с теолога Уильяма Перкинса (1558–1602 гг.). Отвечая на вопрос, что является критерием избрания, он пришёл к выводу о необходимости каждому верующему проверять подлинность своего духовного опыта (нахожусь ли я на пути к спасению или погибели?) и создал уникальную культуру индивидуальной совести и покаяния, которая легла в основу пуританской духовности. Дальнейшим развитием идей практической духовности кальвинизма исследователи считают движение пуритан, сыгравшее решающую роль в английской революции. В отличие от Жана Кальвина, настаивавшего на том, что уверенность в спасении необходима, поскольку оно даруется только благодатью, пуританизм исходит из того, что сомнение в личном спасении возможно и даже является необходимой стадией духовной жизни.

 



 
PR-CY.ru