Словарь по христианству К КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ – одно из основных направлений протестантизма. Как самостоятельная конфессия возник в середине XVI в. из нелютеранских течений Реформации в Швейцарии, но почти сразу же распространился во Франции, Шотландии и Нидерландах. В современном мире кальвинизм имеет три основные организационные разновидности – реформатские церкви, пресвитерианство и конгрегационализм. В качестве этих направлений он распространён во многих странах Европы (Великобритания, Нидерланды, Швейцария, частично – Германия, Франция и Венгрия) и Америки (США, Канада, Бразилия), в Новой Зеландии, а также в странах Азии и Африки (наиболее значительны общины Южной Кореи, Китая, Индии, ЮАР). Численность всех направлений кальвинизма в мире составляет, по данным самих кальвинистов, приблизительно 100–120 млн. человек. Среди предшественников кальвинизма отдельные историки называют вальденсов и князя бодричей из династии Наконидов Готшалька (около 1000–1066 гг.), позднее профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа (1320/1324–1384 гг.), а сами кальвинисты считают свою традицию восходящей к теологии виднейшего представителя западной патристики Августина Блаженного (354–430 гг.) и апостола Павла. Основателем кальвинизма как собственно конфессии считается французско-швейцарский реформатор Жан Кальвин (1509–1564 гг.), которому принадлежит заслуга систематического изложения традиции, а также разработка основ кальвинистской теологии, пастырства и теократической модели государства. Хотя теология и религиозная практика кальвинизма в ходе его дальнейшего развития претерпели изменения (особенно в пуританстве, которое стало основным вариантом англоязычного кальвинизма), богословская система Жана Кальвина сохраняет авторитет до настоящего времени, и основанные на ней церкви считают его главным теоретиком своего вероучения. Источником его мышления стал принцип Реформации Sola Scriptura, в соответствии с которым он вслед за основателем немецкого протестантизма Мартином Лютером (1483–1546 гг.) отверг средневековую аллегорическую экзегезу (см. Экзегеза) и провозгласил примат буквального понимания Священного Писания в его историко-культурном контексте. Для всех кальвинистов Библия как Священное Писание имеет абсолютный авторитет, но лишь в сферах, к которым она имеет отношение (она, например, не всегда содержит естественно-научные знания). Более того, как полагал Жан Кальвин, человек приходит к признанию истинности Библии как Слова Божьего не на основе логической аргументации или исторических фактов как доступных для человека способов познания истины, но внутренним свидетельством Святого Духа; только через его действие Священного Писание обладает внутренней убедительностью, которая позволяет верующим его принять. На практике же кальвинизм признаёт значение некоторых аспектов церковного предания, в частности соборных определений и символических книг как данных Богом церкви промыслительных средств, вне которых адекватное понимание Священного Писания невозможно. Важнейшими символическими книгами в кальвинистской традиции являются «Гейдельбергский катехизис» (1563 г.), «Галликанское исповедание» (1559 г.), Первое (1536 г.) и Второе (1566 г.) «Гельветические исповедания», а также соборные определения церквей кальвинистской традиции – каноны Дортского синода (1618 г.) и «Вестминстерское исповедание веры» (1648 г.); в этих документах отражены основные положения кальвинистского вероучения. Разделяя общехристианские учения, отражённые в Никео-Цареградском Символе веры, Жан Кальвин и все его последователи подчёркивали верховную власть, полное всемогущество, святость и величие Бога (в англоязычном богословии – «Божественный суверенитет»), отражённую, прежде всего, в кальвинистской концепции предопределения. Согласно кальвинистской мысли, Бог, управляя миром, непрерывно ведёт всё сущее к своей конечной цели, когда всё будет существовать только ради Его славы (Soli Deo Gloria). В мире нет ничего случайного, непостижимо предопределяет всё Божественный Промысел, даже свободные действия тварей. Эти убеждения кальвинизма сыграли важнейшую роль в развитии классической науки (Пьер де ла Рамэ, 1515–1572 гг.; Амбруаз Паре, около 1510–1590 гг.; Роберт Бойль, 1627–1691 гг. и особенно Исаак Ньютон, 1642–1727 гг.).

 



 
PR-CY.ru