КАТОЛИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ - Страница 2

Культ Девы Марии включает почитание Её в качестве Богородицы, обращение с мольбой к Ней как могущественной заступнице перед Сыном и подражание Ей, т.к. Её жизнь, «исполненная благодати», является образцом для христиан. Содержание культа Богоматери изменялось на протяжении веков. Особую интенсивность он приобрёл в XIX и XX вв. Праздник Пресвятой Девы Марии установлен Пием IX (1846–1878 гг.) на основе принятого в 1854 г. соответствующего догмата (отмечается 8 декабря). В соответствии с этим догматом Дева Мария признавалась свободной от первородного греха. В 1942 г. была выпущена энциклика «Безгрешное сердце Марии» папы Пия XII (1939–1958 гг.). Праздник Вознесения на небо Пресвятой Девы Марии отмечается в католицизме с VI в. Подчёркивая значение этого события, Пий XII в 1950 г. специальным декретом провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы на небо (отмечается 15 августа). В 1954 г. праздновался богородичный год. Второй Ватиканский собор (1962 – 1964 гг.) был вынужден даже принять несколько постановлений против крайностей и эмоциональных перехлёстов, точно определив направление, которое должен принять этот культ, включением почитания Девы Марии в таинство Воплощения Слова Божьего. В традиционной формуле «от Иисуса через Марию» содержится идея, что всё сопричастно Иисусу Христу, включая и Деву Марию, которая есть образ церкви, дающей верующим тело и кровь Христа, как Мария дала людям в человеческом образе Сына Божьего. Некоторые освободительные движения в Латинской Америке видят в Деве Марии покровительницу своей борьбы. Наиболее распространённая молитва к Богоматери («Ave Maria», или «Богородица, Дево, радуйся») состоит из двух частей: древнейшая часть повторяет приветственные слова Архангела, возвестившего Марии, что Она станет матерью Спасителя (отсюда её другое название – «Ангельское приветствие»), и слова, обращённые им к Её сестре Елизавете; вторая часть, добавленная церковью, датируется XII в. Весь текст в целом утверждён папой Пием V (1566–1572 гг.): «Радуйся, Мария, благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божья, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь». Богоматери и святым посвящены праздники: День Всех Святых – праздник, утверждающий догму о сообществе святых, соединяющих живущих верующих со святыми и мучениками всех времён (1 ноября); День святого Иосифа, обручника Марии (19 марта); День святых апостолов Петра и Павла (29 июня); День Всех Святых (1 ноября). К этим памятным дням следует прибавить праздники, специально посвященные Богоматери: Сретенье (Очищение Богоматери), отмечается 2 февраля, через 40 дней после Рождества; Благовещенье, отмечается 25 марта; Посещение Девой Марией Елизаветы, отмечается 2 июля, в память о посещении Марией своей сестры; Рождество Богородицы, отмечаемое 8 сентября, за которым следует Введение во Храм, в память о введении Марии ее родителями в Иерусалимский Храм. Главным богородичным праздником считается Успение, отмечаемое 15 августа, в день, когда церковь вспоминает о том, как, «завершив земной путь, непорочная Дева была вознесена на небо телом и душою, в небесной славе». За всех усопших церковь молится 2 ноября (день поминовения). Три праздника связаны в большей степени с догматами веры, нежели с историческими событиями прошлого: праздник Святой Троицы; праздник тела Господня (праздник Евхаристии), установленный, чтобы почтить воплощение плоти Христа в освящённой облатке; праздник Преображения, напоминающий о проявлении божественной природы Христа, явившегося своим ученикам на горе Фавор. Наряду с этим с 1300 г. католическая церковь периодически отмечает каждые 25 лет (вначале каждые 100 лет, затем 50 лет и 33 года) юбилейные годичные торжества, называемые Святыми годами. Они посвящены Христу, Богородице, тем или иным событиям в жизни церкви.



 
PR-CY.ru