КАТОЛИЦИЗМ, католичество - Страница 5

Первенство римского епископа непременно сочетается с коллегиальными решениями епископата и единством церкви, которое папа обязан поддерживать. Коллегиальность в управлении церковью коренится ещё в апостольских временах. В деле управления папе помогает Святейший конклав кардиналов, часть из которых, находящиеся в Риме, управляют конгрегациями. Административную власть папа проводит в соответствии с «Кодексом канонического права» и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, т.е. связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники – в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам. К поместным церквам и в отдельные страны папа может направлять своих представителей, обычных легатов (нунциев) или чрезвычайных посланников. Власть папы в католических странах остаётся непререкаемой. Папа считается наместником апостола Петра, которому приписывается первоначальное руководство церковью (вслед за ним – епископам, которые назначаются папами). Согласно Евангелиям, Симон, брат апостола Андрея, рыбачивший на Тивериадском озере, был призван Иисусом, давшим ему прозвище Пётр (т.е. «камень»); считается, что ему Иисус завещал руководство Своей церковью. Пётр проповедовал Евангелие в Иерусалиме, затем насаждал христианскую веру в Антиохии, Коринфе и Риме. Предание считает его главой первой христианской общины в Риме, где он принял мученическую смерть в 64 г. Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви, которая есть «тело Христово» и является одним единым телом всех верующих на небе и на земле. Таким образом, считается, что существует только одна истинная церковь. Папа – епископ Рима, откуда на Западе распространилась христианская вера, и видимый глава католической церкви. Подобно апостолу Петру, он стоит во главе собрания епископов. Будучи гарантом единства церкви, папа получает установлением самого Христа первенство апостола Петра над всей церковью. Католики верят, что Иисус обещал, что церковь на земле всегда будет верна истине, и будет находиться под покровительством Святого Духа. Иными словами, считается, что церковь всегда правильно учит истинному учению; эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в церкви. Для присоединения к католической церкви нужно исповедовать Иисуса – Христом, Сыном Бога, Спасителем, принять Его и пройти таинство крещения. Папа избирается в строгой тайне 120-ю кардиналами, которым меньше 80 лет от роду, составляющими со времён папы Павла VI (1963–1978 гг.) Святейший конклав; для избрания требуется большинство в две трети и один голос. На момент избрания кардиналы уединяются до тех пор, пока не изберут из своего числа нового папу; свидетельством окончания выборов является белый дым из трубы (чёрный дым означает, что папа ещё не избран). После избрания папа получает юрисдикцию над всей католической церковью. Его служение, как служение любого епископа, включает три задачи: окормление церковного народа, обучение истинам веры и управление церковью. Он обязан также контролировать и приводить в действие все церковные институты, а его власть выше власти коллегии епископов. Право обучения истинам веры основывается на догмате о непогрешимости папы, установленном первым Ватиканским собором, который подразумевает безошибочность догматических и церковных постановлений папы, провозглашённых им ex cathedra, т.е. в качестве главы церкви. В силу апостольской преемственности провозглашённая доктрина приобретает статус, близкий к Откровению; его решения не подлежат обжалованию. Однако эта процедура применяется чрезвычайно редко; ею воспользовался сравнительно недавно Пий XII (1939–1958 гг.), провозгласивший в 1950 г. (после консультаций со всеми епископами) догмат о телесном вознесении Девы Марии. Обычно разъяснение вопросов вероучения производится папскими энцикликами, посвящённых главным вопросам современности и рассылаемых папой всем епископам, или отдельным поместным церквам (или всему церковному народу). Общие дела церкви решаются в Риме папой при посредстве так называемой «римской курии», т.е. распорядительных, административных и судебных учреждений Святого престола. Римская курия образована в IV в. по образцу императорского двора, но с течением времени менялась.

 



 
PR-CY.ru