КАТОЛИЦИЗМ, католичество - Страница 3

За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством (крещение – это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение). Совершение таинства крещения у католиков может быть совершаемо безразлично через погружение и через обливание, преимущественно – через обливание (в Восточной церкви через обливание оно совершается лишь в исключительных случаях, например, при тяжкой болезни крещаемого, не позволяющей ему встать с постели). Миропомазание (confirmatio) у католиков совершается не одновременно с крещением, над младенцами, а после достижения 8-летнего возраста и позже («в лета разумения»). Совершителем этого таинства обязательно бывает епископ (с IX в.), а не пресвитер, как в Восточной церкви (помазуется одно чело). В таинстве причастия католическая церковь отличается тем, что а) совершает его не на квасном хлебе (fermentum), а на опресноках (обычай этот впервые появился в VII в. в Испании); б) лишает причащения младенцев (начиная с XII в.) и в) преподаёт Евхаристию под обоими видами лишь священнослужителям, а мирянам – лишь под видом одного хлеба (облаток). До XIII в. причащение у католиков совершалось под обоими видами, именно в виде частицы хлеба, напоенного вином. Обычай причащения мирян под одним видом хлеба, не одобрявшийся такими богословами католичества, как Фома Аквинский и Альберт Великий, утверждён Констанцским собором, а в догмат возведён Тридентским собором. Обряд причащения в католической церкви отличается тем, что в нём не причащающиеся подходят к чаше с опресноками, а священник подносит чашу к каждому из них. Папа причащается, сидя на троне посередине церкви; кардинал с коленопреклонением подносит ему опреснок и чашу, и прежде, чем папа станет причащаться, кардинал-архидиакон должен отведать от опреснока и из чаши. Это делается из опасения, чтобы папу не отравили в причастии, как это, по преданию, случилось в XI в. с одним из них. Содержание таинства покаяния составляет, наряду с сокрушением и исповедью, налагаемая священником епитимия. Брак католической церкви – богослужебное действие, его правомочный свершитель – священник. В католической церкви таинство брака – сама брачная связь, а не венчание. До Тридентского собора церковным считалось бракосочетание, состоявшее в изъявлении брачующимися обоюдного согласия перед свидетелями, даже в отсутствие представителя церкви. Поэтому совершителями таинства брака в католической церкви являются сами брачующиеся, а его содержание составляет обоюдное согласие; Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Католическая церковь признаёт брак безусловно нерасторжимым, даже в случае прелюбодеяния одного из супругов. В таинстве священства католичество отличается установлением безусловного безбрачия (целибата) для всех степеней священства, а также превознесением папы над всеми остальными епископами. Частью католической веры является вера в жизнь после смерти, где существуют «четыре последние вещи»: смерть, суд, рай и ад. Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение о Судном дне, когда Христос будет судить всех людей (основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея). Это решение, в соответствии с учением церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Католическая церковь не является только общностью в вере. Своё историческое бытие в течение уже двух тысяч лет она ведёт в форме религиозного общества, обряды и таинства которого являются средством достижения Божьей благодати, связывают верующих в особую иерархическую структуру (см. Католическая община). На этом основана церковная дисциплина, покоящаяся на внутреннем законодательстве – каноническом праве. Католицизм отличается также обязанностью членов церкви в вопросах веры повиноваться учению пап и епископов и признанием церковной иерархии, состоящей из священнослужителей, наделённых благодатью священства. Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы (папы Римского) – Ватикан, город-государство в центре Рима (площадь – 44 га, протяжённость границ – 2600 м, население – около 1 тыс. чел.).

 



 
PR-CY.ru