«КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ»

«КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ» («История о Казанском царстве», «Казанский летописец») – повествование о русско-татарских отношениях со времени образования Золотой Орды с преимущественным вниманием к истории Казанского ханства и его отношениям с Россией; повествование доведено до взятия Казани царём Иваном IV Васильевичем Грозным в 1552 г. Сочинение пользовалось большой популярностью (сохранилось больше 200 списков, самые ранние относятся к началу XVII в.). Памятник дошёл в ряде редакций. Первые две редакции исследователи датируют концом XVI – началом XVII вв., их сопоставление дало возможность исследователям восстановить первоначальный текст, написанный в 1560 гг. Автор произведения – русский человек, который попал в плен в Казань, служил казанским ханам, принял мусульманство, научился тюркскому языку и читал татарские книги; во время взятия Казани ушёл из города и снова принял православие. Написанная в годы обострения отношений Ивана IV Васильевича со знатью, «Казанская история» показывает, что автор активно поддерживал в этом конфликте царя. Книжник обвинял бояр в том, что они вступали в предательский сговор с казанцами, не хотели вести войну против Казанского ханства, предлагали снять осаду с города, и лишь царь заставил их сражаться и довести войну до победного конца. Как показали текстологические исследования, при работе над сочинением автор использовал обширный круг древнерусских источников, прежде всего, памятники летописания XV–XVI вв. Особый интерес для исследователей представляют переданные автором татарские предания, которые он слышал во время пребывания в Казани, а также его сообщения о событиях, происходивших там в середине XVI в., которые он мог наблюдать лично. Предлагая и комментируя тексты исторического содержания, автор допускал многочисленные ошибки, что заставляет исследователей относиться с осторожностью к его сообщениям о происшествиях, которых он лично не видел. Для истории Русской церкви важны сведения в «Казанской истории» о фактах времени осады Казани, которые не нашли отражения в официальном летописании. Так, автор сообщает о приезде в русский военный лагерь под Казанью монахов Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра) со святой водой и с образом «Явление Пресвятой Богородицы с апостолами игумену Сергию». С этого времени в осаде города наступил перелом в пользу русских. В «Казанской истории» описывается также явление 12 апостолов и Николая Чудотворца, молившего апостолов о помощи православным; во время моления последовал ответ Бога: «Отныне буди благословено место сие». В произведении рассказывается о явлениях Николая Чудотворца сыну боярскому с приказом, чтобы царь «приступал к граду», а также о том, что и русские пленные, и «многие варвары» видели преподобного Сергия Радонежского, подметавшего город перед приходом русских войск. Эти рассказы автор «Казанской истории» почерпнул из повестей о Казанском походе, вскоре после взятия города написанных келарем Троице-Сергиева монастыря Адрианом (Ангеловым), который вместе с другими троицкими монахами привёз царю святую воду. Автор «Казанской истории» передал эти повествования с рядом сокращений: в частности, пропустил рассказ о поездке царя в Троице-Сергиев монастырь перед походом и о его молитве у гробницы преподобного Сергия Радонежского. По мнению исследователей, к троицкому источнику восходит и рассказ в «Казанской истории» о чудесах, совершавшихся от иконы преподобного Сергия Радонежского в храме, посвящённом преподобному, в основанной перед взятием Казани крепости Ивангород (ныне Свияжск). После молитв перед иконой преподобного Сергия Радонежского исцелялись больные, изгонялись бесы, получали освобождение пленники. В «Казанской истории» говорится, что до основания Ивангорода жители слышали церковный звон и видели «калугера, ходяща ту со крестом». Благодаря включению этих рассказов в столь популярный памятник, как «Казанская история», они стали широко известны русскому обществу в XVII–XVIII вв.

 
PR-CY.ru