КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

КИТАЙСКИЕ МУЧЕНИКИ (память 11 июня) – 222 человека, пострадавшие в 1900 г., во время восстания ихэтуаней (букв. – «отряды в защиту мира и справедливости») в Китае (в основном, в Пекине). В европейской исторической традиции эти события (1899–1901 гг.) названы «боксёрским восстанием». Восстание носило националистический характер, было направлено против иностранного вмешательства во внутренние дела Китайской империи, которое значительно усилилось в конце XIX в. В идеологии восставших присутствовала антимиссионерская и, в первую очередь, антихристианская составляющая. Одной из задач борьбы с колониализмом ихэтуани считали физическое уничтожение Китайской христианской церкви и принявших христианство соотечественников. По свидетельству чудом спасшегося протоиерея Сергия (Цзи Чана), сына священномученика Митрофана (Цзи), ихэтуани называли иностранцев и соотечественников-христиан бесами и их исчадиями, себя же – небесным воинством. Они устраивали повсюду свои кумирни, совершали жертвоприношения. К 1900 г. в Пекине было несколько десятков тысяч христиан разных конфессий, в том числе несколько сот православных христиан (Русская духовная миссия в Китае была основана в XVIII в., при императоре Петре I, см. Пекинская духовная миссия). До весны 1900 г. официальные власти Китая покровительствовали иностранным миссиям, но к лету императрица Цыси резко изменила своё отношение и приказала войскам поддержать восставших в столице. Чиновники, подозреваемые в связях с иностранцами, были казнены. В Пекин бежали иностранцы из провинций: они искали спасения в Посольском квартале города. Когда восстание охватило столицу, начальник Русской духовной миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский); впоследствии митрополит Пекинский и Китайский) и его сотрудники покинули подворье миссии и переселились в российское посольство, располагавшееся в южном квартале Пекина. Будучи заверены китайским правительством в сохранности имущества, они взяли с собой только древний образ Николая Чудотворца (Николы Можайского), привезённый из Албазина священником Максимом Леонтьевым ещё в 1685 г. (см. ст. Албазинцы), и наиболее ценную церковную утварь. Китайское правительство выставило на охрану миссии десяток солдат, но к 11 июня миссия была сожжена дотла, уничтожены богатая библиотека, архив и ризница. В середине мая 1900 г. в деревне Дундинань ихэтуани сожгли православный храм и школу на глазах диакона Сергия Чана (впоследствии протоиерей), которому удалось бежать. Прибыв в Пекин 26 мая, он доложил о случившемся начальнику миссии архимандриту Иннокентию (Фигуровскому), а тот, в свою очередь, поставил в известность посольство. Христиане, жившие неподалеку от миссии, уезжали из города. Поджоги кварталов, где жили европейцы, и домов христиан начались вечером 31 мая 1900 г. Священник Сергий Чан, очевидец сожжения Русской духовной миссии в Китае и православного храма на её территории, сообщал о сплочённости христиан, оставшихся в столице, охваченной беспорядками. Накануне 11 июня на улицах Пекина отрядами ихэтуаней были расклеены прокламации, призывавшие к уничтожению христиан и содержавшие угрозы каждому, кто осмелится их укрывать.

 



 
PR-CY.ru