КЛАВДИЙ

КЛАВДИЙ (VII в.) – аббат монастыря Кондат (Сент-Уайан-де-Жу, впоследствии Сен-Клод; ныне город Сен-Клод, департамент Юра, Франция), святой (память в Западной церкви 6 июня). Среди ранних источников, в которых упоминается о Клавдии, – перечень настоятелей монастыря Кондат (предположительно список восходит к IX в., но сохранившиеся версии исследователи относят к XI–XII вв.). Согласно стихотворной версии перечня, Клавдий из любви к аскетической жизни вступил в монастырь, после смерти аббата Инъюриоза против своей воли был избран двенадцатым настоятелем; прославился подвигами святости. В прозаической версии, сохранившейся в составе Хроники монастыря Сент-Уайан-де-Жу (середина XII в.), сообщается, что Клавдий, «архиепископ и аббат», управлял обителью 55 лет; также приведены сведения, заимствованные из документов монастырского архива (не сохранились): согласно одному из этих документов, в сороковой год правления Хлодвига Клавдий добился от короля признания долга монастырю Кондат, согласно другому, при короле Хильдеберте в городе Седун (ныне Сьон, Швейцария) Клавдий заключил сделку с епископом Вульфином о взимании десятины с селения Павлиак (de decimo Pauliaci). Из-за неверной датировки грамоту короля Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (639–657 гг.) исследователи склоны считать фальшивой, но договор о десятине, датированный четвёртым годом правления Хильдеберта IV (695–711 гг.), по мнению исследователей, мог быть подлинным. Агиографические сочинения о Клавдии начали создавать после открытия мощей святого во второй половине XII в. Болландисты опубликовали два Жития, краткое и пространное, – и сказание о чудесах Клавдия. Материалы для публикации были предоставлены иезуитом Пьером-Франсуа Шиффле, который в 1649–1664 гг. работал с рукописным собранием аббатства Сен-Клод. Исследователи высказывали предположение, что краткое Житие является более ранним, оно послужило основой для пространного Жития, созданного в XIII–XIV вв. Однако современные исследователи, в основном, согласны с Бернаром де Врежием, который считал, что во второй половине XII в. было составлено сказание о чудесах Клавдия, в начале XIII в. – пространное Житие. Исследователи полагают, что краткое Житие было создано не позднее середины XIII в. Оно представляет собой эпитому пространного Жития, выполненную для богослужебных целей (чтения оффиция), также использовалось как пролог к сказанию о чудесах святого. В лекционарии, переписанном Пьером из Шомона и подаренном монастырю Сент-Уайан-де-Жу аббатом Гумбертом III (1234–1255 гг.), содержится нотированный оффиций на день памяти Клавдия (6 июня), в чтениях оффиция праздника и дней октавы использовано краткое Житие, за ним следует сказание о чудесах.

 



 
PR-CY.ru