КЛЕОПА

КЛЕОПА (1912–1998 гг.) – архимандрит и настоятель монастыря Сихэстрия, подвижник Румынской православной церкви. Родился в крестьянской семье Александру Илие, пятый из десяти его детей. Мирское имя Константин. Первые два месяца постоянно болел, и его мать Анна по совету духовника Конона (Гаврилеску) из скита Козанча решила посвятить сына Божьей Матери. Мальчик выздоровел, семь лет посещал начальное училище в родном селе, затем три года был в обучении у схимонаха Паисия Олару из скита Козанча. 12 декабря 1929 г. вместе со старшим братом Василием Константин был принят в братию монастыря Сихэстрия, где его послушанием было пасти овец. В 1935 г. был призван в армию для прохождения службы в городе Ботошани, осенью 1936 г. вернулся в монастырь, 2 августа 1937 г. пострижен в монашество. Продолжал трудиться пастухом. В июне 1942 г. был временно поставлен в настоятели монастыря вследствие болезни престарелого игумена Иоанникия (Мороя). 27 декабря 1944 г. епископ Галактион (Кордун), который в то время был настоятелем Нямецкого монастыря, рукоположил Клеопу во диакона, а 23 января 1945 г. – во иерея. Вскоре после рукоположения Клеопа официально стал настоятелем монастыря Сихэстрия. В этот же год протосинкелл Клеопа по благословению Румынского патриарха Никодима (Мунтяну) был возведён в сан архимандрита. В 1948 г., преследуемый агентами службы госбезопасности Румынии, был вынужден на полгода удалиться в леса, окружавшие монастырь. 30 августа 1949 г. Клеопа был поставлен в настоятели монастыря Слатина (современный жудец Сучава), монашеская община при нём выросла до 80 человек. В монастыре сложился кружок священников-богословов, в который входили протосинкелл Петроний (Тэнасе), иеродиакон Антоний (Плэмэдялэ), будущий митрополит Трансильванский, иеромонах Арсений (Папачок) и др. К 1952 г. под духовным водительством Клеопы наряду с монастырями Слатина и Сихэстрия находились скиты Рарэу и Сихла, монастыри Путна, Ората, Кэмырзани, Рышка и Молдовица. В 1952–1954 гг. Клеопа скрывался от работников госбезопасности в горах Стынишоара (Восточные Карпаты). В 1956 г. Клеопа вернулся в монастырь Сихэстрия. В 1959–1964 гг., в третий раз спасаясь от гонений, Клеопа удалился в горы близ монастыря. В конце сентября 1964 г. вернулся в Сихэстрию. Осенью 1974 г. совершил паломничество на Святую землю ко Гробу Господню, в сентябре 1977 г. – на Святую Гору Афон, где посетил румынский скит Продром. После возвращения в страну продолжил духовные труды в монастыре Сихэстрия, будучи исповедником монастырской братии и многочисленных паломников. Важной стороной монашеского делания Клеопы стало написание проповедей, посланий, руководств и другой духовной и богословской литературы. Будучи самоучкой, в совершенстве изучил Священное Писание и труды отцов церкви, что позволило ему уже в октябре 1954 г. письменно обратиться к инокам монастыря Владимирешти в защиту канонов и догматов церкви, против различных их искажений в повседневной практике. Наиболее известны исследователям 50 проповедей для монашествующих, написанные Клеопой в 1961–1962 гг. и изданные в типографии митрополии Молдовы и Буковины. Проповеди были переведены на греческий язык и изданы в Салониках (Фессалонике). Произведения Клеопы включались в различные сборники. Так, в 1984 г. в книгу под редакцией архимандрита Иоанникия (Бэлана) «Духовные беседы» (издание Романской и Хушской епископии) вошли десять бесед Клеопы.

 
PR-CY.ru