КУСТА ибн ЛУКА

КУСТА ибн ЛУКА, Константин, сын Луки (между 820 и 840 гг. – около 912 г.) – христианский философ, математик, астроном, врач, переводчик, знаток античной науки. Потомок выходцев из Византии (румов), православного вероисповедания (мелькит). Сыграл ключевую роль в приобщении арабо-мусульманской цивилизации к эллинистической мысли, которое началось при халифах из династии Аббасидов в конце VIII – начале IX вв. Об образовании Кусты ибн Луки исследователям ничего не известно. Он владел древнегреческим, сирийским и арабским языками; свою деятельность начал с поездок по византийской Малой Азии, откуда вывозил ценные греческие рукописи, которые переводил на сирийский и арабский языки. Получив известность, переехал в Багдад и стал переводчиком при учреждённом халифом аль-Мамуном (813–833 гг.) «Доме мудрости» («Бейт аль-хикма»), куда перевёз свою греческую библиотеку. Здесь предположительно познакомился с выдающимися арабскими учёными Абу Юсуфом Якубом аль-Кинди и Сабитом ибн Куррой. Пользовался покровительством Аббасидов: аль-Мустаина (862–866 гг.), при котором состоял личным врачом и для которого переводил сочинения Феодосия Триполийского и Герона, аль-Мутамида (870–892 гг.), аль-Муктадира (908–932 гг.); был близок с дядей аль-Мустаина и аль-Мутамида – Абу-ль-Аббасом Ахмадом ибн аль-Мутасимом, учеником аль-Кинди. Продолжил путешествия по различным провинциям Византии, откуда привозил в «Дом мудрости» сочинения, предназначенные для перевода им самим или его сотрудниками. Около 864 – 865 гг. по приглашению князя Синахериба из Васпуракана, с которым познакомился, когда тот приезжал изъявить почтение халифу, переехал в Армению. Впоследствии жил при дворе армянского царя Смбата I (890–914 гг.) из династии Багратуни, где пользовался большим уважением; был похоронен в особой гробнице, которая почиталась так же, как и могилы государей и выдающихся мужей. Идентификация влиятельных заказчиков Кусты ибн Луки позволяет исследователям считать, что его активная деятельность относится ко второй половине IX в. В медицине Куста ибн Лука был последователем галенизма; его авторитет позднее признавали такие видные медики, как Абу Бакр ар-Рази (Разес) и Ибн аль-Джаззар (Альгизар). Философия Кусты ибн Луки базируется на необходимости постоянного накопления познаний человеком. Если всеохватывающее Божественное знание не испытывает потребности в умозрении, то человеческое знание постоянно движется от неизвестного к известному и развивается по мере этого движения. Куста ибн Лука считал, что спекулятивная философия античного типа (фалсафа) есть несравненное искусство, объединяющее в себе теорию и практику. В качестве инструмента она пользуется логикой (мантик), целью же ставит стремление в меру сил уподобляться Богу. Кусте ибн Луке приписывается больше 90 авторских трудов, значительную часть которых перечисляют Ибн ан-Надим в сочинении «Аль-Фихрист» (987/988 г.), Ибн аль-Кифти (ум. в 1248 г.) и Ибн Аби Усайбиа (ум. в 1270 г.). 55 работ Кусты ибн Луки посвящены медицине, в которой он видел пример вышеописанного искусства, соединяющего теоретическое исследование и экспериментальное изучение.

 



 
PR-CY.ru