КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») – архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии в странах христианского Востока в V–VIII вв.  и распространившийся в православных странах, в частности на Руси. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX в. и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой в плане крест, вписанный в квадрат или прямоугольник; центр прямоугольного объёма разделён четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. На смену древнейшим христианским храмам, строившимся в виде базилик, начиная с V в. стали появляться центрические церкви, увенчанные куполом. Купол опирался на четыре – восемь столбов (колонн) в центре храма, которые делили всё пространство на три (и больше) нефа. На востоке строили полукруглый алтарный выступ – апсиду. Раньше центрические постройки разнообразных форм (круглые, гранёные, крестообразные и др.) возводились как крещальни (баптистерии) и мартирии (от лат. martyr) – постройки, отмечавшие места важнейших евангельских событий, а также места погребения мучеников. Самый известный мартирий – ротонда над Гробом Господним в Иерусалиме. Таким образом, первоначально функции центрических купольных сооружений и храмов-базилик, в которых совершалась литургия, чётко различались. Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V–VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью стало крестообразное пространство интерьера. Однако прежде чем крестово-купольный тип храма появился в законченном виде, было создано множество разнообразных центрических построек, благодаря которым можно увидеть, как интенсивно шёл процесс осмысления образа христианского храма. С одной стороны, центрические храмы сформировались на основе раннехристианских мартириев. С другой стороны, сам старый тип храма-базилики подвергся трансформации и был соединён с куполом. Центрические христианские постройки опирались на богатые традиции римской архитектуры, достигшей в возведении купольных сооружений большого совершенства (мавзолеи, залы дворцов, помещения терм и иные постройки). Великим купольным сооружением Рима был Пантеон. В восточной половине Римской империи, где процесс формирования центрических храмов шёл особенно интенсивно, христианская архитектура могла опираться на опыт местных языческих святилищ, в частности на шестигранный двор в храме Баальбека.

 
PR-CY.ru