КАССИАН ЮЛИЙ

КАССИАН ЮЛИЙ (кон. II в.) – еретик, гностик. О личности Кассиана Юлия исследователям ничего не известно, сведения о его сочинениях находятся в двух отрывках из «Стромат» Климента Александрийского, который называл Кассиана Юлия родоначальником докетизма. В первом фрагменте, цитируемом также епископом Кесарии Палестинской Евсевием, Климен Александрийский, опираясь на хронологию, доказывал, что пророк Моисей жил раньше античных философов. При этом в качестве источников он указал «Слово к эллинам» Татиана и сочинение Кассиана Юлия под названием «Толкования». Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» упоминает этот текст Климента Александрийского и сообщает, что Кассиан Юлий писал ещё некую хронику. Эти же сведения повторил Иероним Стридонский в сочинении «О знаменитых мужах», оговариваясь, что сам не знаком с сочинениями Кассиана Юлия. Второй фрагмент «Стромат», где упомянуты Кассиан Юлий и Татиан, посвящён ереси энкратитов. Климент Александрийский опровергает их учение о плоти как о зле и не согласен с их рассуждениями о браке и рождении детей как о греховных деяниях. Сосредотачиваясь, главным образом, на полемике с Татианом, Климент Александрийский отметил, что такого же мнения придерживался и Кассиан Юлий, и цитировал отрывок из его сочинения «О воздержании». В этом сочинении Кассиан Юлий, опираясь на «Послание к Коринфянам» апостола Павла (2 Кор. 11:3: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе»), приписывает возникновение плотских отношений между людьми козням древнего змея, соблазнившего Адама и Еву. Далее Климент Александрийский разбирает другие места из Священного Писания, приводимые Кассианом Юлием (Ис. 56:3; Мф. 19:12, а также «Второе послание к Коринфянам», приписываемое Римскому епископу Клименту I), упоминавшиеся его оппонентом как доказательство того, что плотские отношения являются проявлением зла. Климент Александрийский утверждал, что нигде в канонических текстах Священного Писания (включая послания Римского епископа Климента I, которые тогда могли входить в состав библейского канона) он не нашёл подтверждения этому мнению; кроме того, указывал источник заблуждения своего оппонента – апокрифическое «Евангелие египтян». Другая точка зрения Кассиана Юлия по данному вопросу сохранилась в комментарии Иеронима Стридонского на «Послание к Галатам» апостола Павла: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление...» (Гал. 6:8). Иероним Стридонский писал, что Кассиан Юлий, который плоть Христову считал «мысленной» («putativam Christi carnem introducens»), использовал эту цитату как доказательство своих энкратитских постулатов и понимал это место исключительно в сексуальном аспекте. Таким образом, докетизм Кассиана Юлия исследователи считают логическим продолжением его энкратитских взглядов: если плотские отношения – это онтологическая причина вселенского зла, равно как зло по своей сути есть и рождение детей, то и рождение Христа – зло. Устранить противоречие между греховностью рождения как такового и рождением Христа было возможно для Кассиана Юлия, только отрицая реальность и признавая видимость воплощения и рождения Спасителя, Который в таком случае не мог иметь подлинной плоти, но имел только кажущуюся, «мыслимую». Кассиан Юлий также утверждал, что первозданный Адам не имел плоти, а наша плоть – это те самые «одежды кожаные» (Быт. 3:21), которые были даны людям после грехопадения. Согласно Иринею Лионскому (Лугдунскому), это было мнение, распространяемое, в частности, гностиком Валентином (см. в ст. Гностицизм), очевидно, поэтому Кирский епископ Феодорит считал Кассиана Юлия последователем Валентина. Энкратитские воззрения Кассиана Юлия и Татиана совпадали, но Кассиан Юлий был более строгим и последовательным в этом вопросе.

 
PR-CY.ru