КОНДОГЛУ Фотис

КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 гг. – 1965 г.) – художник, с творчеством которого исследователи связывают возрождение византийского стиля живописи в Греции; писатель. В источниках указываются разные даты рождения Фотиса Кондоглу, наиболее вероятным исследователи считают 1895 или 1896 г. Его отец, Николаос Апостолелис, был моряком и умер, когда Фотису Кондоглу исполнилось два года, поэтому художник взял фамилию матери – Деспины Кондоглу. Воспитать мальчика помог брат матери Стефан (Кондоглу), игумен монастыря святой Параскевы. Он отправил племянника после окончания айвалыкской гимназии в Афины, в Школу изящных искусств при Политехнионе, т.к. у того с детства проявился талант к рисованию. Когда началась Первая мировая война, Фотис Кондоглу уехал ненадолго в Мадрид, а затем в Париж и прожил там около шести лет, зарабатывая на пропитание иллюстрированием книг и журналов. Он общался со скульптором Франсуа Огюстом Роденом и с писателем Морисом Метерлинком. Познакомившись с современными течениями в изобразительном искусстве, Фотис Кондоглу не примкнул ни к одному из них, следуя реалистическим принципам живописи. Лишь впоследствии в некоторых его работах исследователи видят опосредованное влияние экспрессионизма. В 1918 г. Фотис Кондоглу написал первое литературное произведение – историю португальского пирата «Педро Казас». Около 1919 г. вернулся в Айвалык, преподавал французский язык, искусство и рукоделие в женской гимназии, а затем его призвали в греческую армию. Он был вынужден покинуть Родину во время переселения малоазийских греков из Турции в Грецию и обосновался в Афинах, где занялся написанием статей для энциклопедического словаря К. Элевтерудакиса и его иллюстрированием. Это событие было не случайным: Фотис Кондоглу отличался широким кругозором (одним из его литературных псевдонимов был Книгоед). В последние годы жизни Фотис Кондоглу участвовал в издании Религиозной и нравственной энциклопедии – первой православной энциклопедии на греческом языке. До 25 лет Фотис Кондоглу не использовал красок: все сохранившиеся произведения выполнены карандашом, чернилами, сепией, восковой пастелью или углём. В 1923–1924 гг. Фотис Кондоглу создал первые работы в цвете (портреты Стратиса Дукаса в технике фрески, М. Филинтаса и Н. Хрисохоса – маслом). Предпринятое Фотисом Кондоглу в 1923 г. путешествие на Афон и соприкосновение с византийским искусством оказало огромное влияние на его творчество. С этого времени началось его увлечение Византией, в том числе в области истории, агиографии, святоотеческого наследия. Итогом поездки стали книги «Искусство Афона: Копии и реконструкции Фотиса Кондоглу» с копиями византийских и поствизантийских икон и фресок и «Васанта» c текстами и иллюстрациями Фотиса Кондоглу, а также выставки в Митилини и Афинах рисунков монастырей, афонских пейзажей и портретов насельников. Оригинальные произведения (как и копии) были выполнены в чёрно-белом цвете (большинство копий сделаны китайской тушью). В 1923 г. Фотис Кондоглу создал первую большую композицию на религиозную тему – «Крещение», в которой исследователи видят влияние византийской живописи, в том числе и в технике (воскомастичная живопись). Иконография «Крещения» восходит к византийским образцам, но цветовое решение нетрадиционно: преобладает охра и жжёная сиена.

 



 
PR-CY.ru