КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в городе Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом реки Оки. По преданию, Касимовский монастырь основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игуменья в 1627 г. (Государственный архив Рязанской области). Иустина, жительница Касимова, была семь лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась несколько раз увидеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы женский монастырь, где получила в благословение образ преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божьей Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урождённой Шакуловой). В писцовых книгах города Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью». В 1648 г. архиепископ Рязанский и Муромский Моисей (ум. в 1651 г.) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго». В 1654 г. Рязанский архиепископ Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т.к. существовала предварительная договорённость о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева. После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал Касимовскому монастырю: «...Игуменью с сёстрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов». Таким образом, в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу, его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала Касимовскому монастырю земельные угодья в Касимове по берегу реки Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 г. погребён в московском во имя Иоанна Златоуста монастыре).

 



 
PR-CY.ru