КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ

КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ построен для Казанской иконы Божьей Матери царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского государства от иноплеменников в 1612 г. История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божьей Матери начинается со времени отправки царю Ивану IV Васильевичу Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий монастырь (см. ст. Казанский Богородицкий мужской монастырь). В 1610 гг. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божьей Матери (см. в ст. Казанская икона Божьей Матери) в своей приходской Введенской церкви (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохранилась); в ней празднование иконе совершалось с 22 октября 1613 г. В приделе Введенской церкви не позднее 21 октября 1617 г. был освящён (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божьей Матери. С венчанием на царство Михаила Фёдоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 октября 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской церкви князя Д.М. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царём Введенскую же церковь («Златоверхие, что в Китае городе»). В конце 1632 – начале 1633 гг. по указу царя Михаила Фёдоровича была освящена отдельная деревянная церковь Казанской иконы Божьей Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 декабря 1632 г.). Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили многие будущие соборяне каменного храма (например, священник Василий Афанасьев, диакон Пётр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апреля 1634 г., поэтому в октябре 1634 г. клир был переведён во Введенскую «Златоверхую» церковь. Затем состав клира без изменений перешёл в каменный храм на Красной площади. Место для каменного собора выбрали в незастроенном северо-восточном углу Красной площади, против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской улицы («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596 г.) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В конце XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны её очистили от построек и вымостили булыжником. До середины XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и административные постройки. Здесь и начали, как полагают исследователи, в 1632 г. строительство каменного собора. В соборе молилась царская семья, и особо торжественно праздновали день освобождения столицы – 22 октября (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящён во имя равноапостольного Аверкия Иерапольского, память которого приходится на 22 октября; к 1636 г. раньше не столь известный на Руси епископ фригийского города Иераполя стал святым покровителем первых Романовых.

 



 
PR-CY.ru