КОКТО Жан Морис Эжен Клеман - Страница 2

Жан Кокто был бисексуалом, чего никогда не отрицал. С 1937 г. и до его смерти в 1963 г. спутником жизни Жана Кокто был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах. Приёмным сыном инаследником Жана Кокто был французский актёр и художник Эдуард Дермит (1925–1995 гг.). Жан Кокто всегда считал себя католиком. С 1916 г. издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсен. В 1955 г. был избран членом Французской Академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей. Жан Кокто имел обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени. Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки. Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 г. русским балетом С.П. Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Жану Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых странных композиторов XX в., имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Жана Кокто. «Внешне Сати был похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. <…> Эрик Сати был моим наставником, Радиге – экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то, по крайней мере, знал, в чём ошибся…» Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции. «История нашей “Шестёрки” похожа на историю трёх мушкетёров, которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в “Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на “Двадцать лет спустя” и даже на “Виконта де Бражелона”, потому что всё это было очень давно, и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика, сколько этика. А это, по-моему, особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках…» По мнению исследовательницы Елены Валерьевны Гнездиловой, для Жана Кокто образ Орфея является лейтмотивом, стержнем всего творчества. Роман «Ужасные дети» был в 1950 г. экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003 г.). Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда». Педро Альмодовар в фильме «Закон желания» (1987 г.) показал постановку пьесы Жана Кокто «Человеческий голос», а в 2020 г. создал отдельную экранизацию этой пьесы. Жан Кокто является автором 24 витражей в церкви Сен-Максимен в столице Лотарингии, городе Мец (Франция), созданных в последние годы его жизни (1962–1963 гг.), и создателем фресок из жизни Святого Петра для часовни в Вильфранш-сюр-Мер.



 
PR-CY.ru