КУЛЬМАН Квирин

КУЛЬМАН Квирин (1651–1689 гг.) – немецкий писатель-мистик, теософ, поэт. Родился в лютеранской купеческой семье. С раннего возраста проявлял интерес к чтению и стихосложению. Учился в гимназии в Бреслау, по словам ректора Й. Фехнера, из юного Квирина Кульмана должен был выйти «или великий богослов, или великий еретик». Страдал проблемами с речью. В 1669 г., во время болезни, у Квирина Кульмана начались видения – несколько лет он был убеждён, что за ним следуют два ангела. В 1670–1673 гг. обучался на юридическом факультете в университете Йены (Германия). В это время Квирин Кульман заинтересовался идеями об «улучшении» немецкого языка, вступил в переписку по этому поводу с иезуитом, энциклопедистом Афанасием Кирхером. В 1670 г. опубликовал поэтический сборник «Ростки немецкой пальмы» («Entsprossende teutsche Palmen»), посвящённый деятельности Плодоносного общества, занимавшегося немецким языком, в 1671 г. – антологию сонетов «Небесные поцелуи любви» («Himmlische Libes-Küsse»), которая опирается на образы библейской «Книги Песни Песней Соломона». В 1673 г. Квирин Кульман перешёл в Лейденский университет (Голландия), где познакомился с учением немецкого философа-мистика Якоба Бёме. Под его влиянием Квирин Кульман стал убеждённым последователем эсхатологической теософии, написал книгу «Нововдохновлённый Бёме» (1674 г.); отказался от намерения получить докторскую степень. В дальнейшем отрицал науку и университеты, утверждая, что «великий антихрист – богословие, юриспруденция, медицина, философия, филология». Воззрения Квирина Кульмана исследователи характеризуют как протестантский мистицизм. Помимо Якоба Бёме Квирин Кульман также опирался на идеи чешских хилиастов (чешских братьев); отвергал «писаное откровение», предпочитая ему внутреннее откровение, выражаемое в виде пророчеств, а также в виде активных действий. Вслед за Якобом Бёме рассматривал историю человечества как борьбу зла и тьмы против добра и света, в которой первые получают преимущество, но затем попранное добро возвращает свои права. По мнению Квирина Кульмана, современное ему «Вавилонское царство» должно было вскоре пасть, ему на смену придёт «иезуелитское», по словам Квирина Кульмана, оно и станет грядущим Царством Божьим на земле – обществом равенства и справедливости; в этом он усматривал выполнение собственного предназначения на земле, якобы прочтённого в толковании своего имени; считал, что Провидение избрало его создать на земле новое царство Христа.

 



 
PR-CY.ru