КРИТИКА РЕЛИГИИ

КРИТИКА РЕЛИГИИ – критическое осмысление и восприятие религии, которое основывается на доводах рационального и морального порядка. Критика религии сопутствует возникновению и развитию философской мысли, утверждающей примат разума (философии, науки) в познании мира и устроении человеческой жизни. Уже древние философы обратили критику, наряду со всем остальным, также на мифологию и религию, установив разделение между тем, что человеку дано знать, и тем, что знать ему не дано. На этой основе в критике религии определились два подхода. Один, тяготеющий к атеизму, отвергает с позиций рационализма принятые религиозные установления: не отвечающая критериям достоверного знания вера в истинность того, что знать человеку не дано, отвергается как предрассудок, порождающий разного рода заблуждения, в том числе и относительно тех вещей, которые человеку дано знать. Анаксагор называл божественное Солнце «куском золота», высмеивал профессиональных предсказателей; находя, как и Демокрит, «забавной» мифологию, он предпринимал попытки её рационалистического толкования. Гераклит свою максиму «характер – это судьба» противопоставляет архаическим представлениям о том, что человек – игрушка в руках богов. Для Еврипида и образованной части его приверженцев демонический мир уже перестал существовать, человек остался наедине со своими страстями, зло перестало быть сверхъестественным, являясь по-прежнему таинственным и ужасным. Эпикур, полагаясь на разум, учил, что познание должно освободить человека от страха суеверий (см. Суеверие), от боязни смерти; религия не должна мешать освобождению, необходимому для счастья и блаженства человека. Религия подвергается критике, поскольку она мешает человеку видеть вещи такими, как они есть, полагаясь на собственный разум и факты. Этот подход в Новое время на основе формирующейся в борьбе с теологией естественнонаучной картины мира получил развитие в просветительском атеизме Поля Гольбаха и антропологическом материализме Людвига Фейербаха, в позитивистской критике религии (от Огюста Конта до Бертрана Рассела). Просвещение, наука, светский гуманизм заменят религию в грядущем «царстве разума и свободы». В марксизме религия предстаёт как идеология – «превратное сознание», порождение и идейная опора «превратного мира»; вместе с революционным низвержением этого мира, в будущем свободном от социальных антагонизмов обществе, религия отомрёт (см. Отмирания религии теории). В центре внимания критики религии с этих позиций стоит проблема существования Бога. Критика религии, согласно Людвигу Фейербаху, есть «отрицание Бога во имя утверждения человека». Жан Поль Сартр считает так же: если есть Бог, нет человека.

 



 
PR-CY.ru