КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ (церковнослав. – «знак креста») – христианский молитвенный жест, совершаемый всей рукой или только пальцами, с помощью которого верующий изображает на своём теле или перед собой образ креста. Происхождение крестного знамения исследователям точно не известно. Василий Великий относил его к таинствам, которые передаются в молчании по преданию и не записаны апостолами. Прообразами крестного знамения в Священном Писании послужили заповедь «о знаке на челе», данная Господом пророку Иезекиилю (Иез. 9:4), и слова «Откровения» Иоанна Богослова о «печатях на челах» верных (Откр. 7:3, 9:4, 14:1). С крестным знамением пророчество Иезекииля связывают Тертуллиан, Ориген и Киприан Карфагенский, при этом Ориген толкует «знак на челе» как изображение последней буквы еврейского алфавита «тав», которая отождествляется с греческой буквой «тау» и по форме может напоминать крест (связь между «тау» и формой креста для распятия усматривали и языческие авторы). Исследователи полагают, что знак креста в иудейской межзаветной традиции выступал как один из вариантов написания имени Божия, чем объясняется присутствие знаков «тав» и креста в некоторых кумранских и иудейских магических текстах. Похожие на крестное знамение обряды использовались, по мнению исследователей, у гностиков и последователей культа Митры. В мученических актах проводится аналогия между некими знаками, налагаемыми на римских воинов (signaculum), и христианского крестного знамения (signum Christi). В святоотеческой традиции крестное знамение однозначно толкуется как знак креста Христова. Чаще всего в ранних источниках упоминается совершение крестного знамения пальцем или всей рукой, но какое при этом употреблялось перстосложение, и каким было направление движения (слева направо или справа налево), не указывается. Исследователи полагают, что наиболее распространённой формой было крестное знамение одним (указательным или большим) пальцем. Однако Кирилл Иерусалимский, говоря о крестном знамении, использует множественное число – «пальцами». Наиболее распространённым местом наложения крестного знамения был лоб, иногда в сочетании с другими частями тела: лбом и областью сердца или лбом, ушами, глазами и устами. Также упоминается наложение крестного знамения на глаза, уста и область сердца, уста и грудь и на всё тело. Многие древнехристианские писатели говорят о необходимости совершать крестное знамение как можно чаще и в самых разных жизненных ситуациях. Согласно Тертуллиану, «при всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приёмами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем своё чело крестным знамением». Он же первым упоминает христианский обычай крестить свою постель перед сном. Иероним Стридонский также призывал «при всяком деле, на каждом шагу» изображать рукой крест Господень. По словам Кирилла Иерусалимского, наложение крестного знамения является исповеданием Распятого: «...С дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всём: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьём; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаём, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это – благодать Божья, знамение для верных и страх для злых духов, потому что посредством оного победил Он их, изведши в позор со дерзновением. Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона».

 



 
PR-CY.ru