КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН

КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН – особый вид богородична для исполнения по средам и пятницам и в некоторые дни церковного года, посвящённые кресту; название церковных песней, в которых Божья Матерь изображается стоящей при Кресте Иисуса Христа и оплакивающей Его страдания (эти песни помещаются в богослужебных книгах в службах среды и пятницы). Крестобогородичны поются вместо обычных богородичнов; содержательно они в большинстве случаев описывают мучения, которые претерпевала Пресвятая Богородица, стоя у Креста. Как и богородичны, крестобогородичны служат для завершения циклов стихир на «Господи, воззвах», на стиховне (вечерни и утрени), на хвалитех, а также некоторых других песнопений. Крестобогородичны, как правило, используются только при постовом и вседневном богослужении во вторник/четверг вечером и в среду/пятницу утром. При этом в то время как богородичны стихир на вседневных службах обычно заимствуются из второго приложения Минеи, крестобогородичны в последованиях Минеи без знака (а также шестеричном, двух святых; по дониконовскому уставу – также на вечерне при славословной службе – см. ст. Знаки праздников месяцеслова) приводятся «на ряду». До распространения Иерусалимского устава (XIII–XV вв.) крестобогородичны в греческих и славянских богослужебных книгах встречались редко: в службах среды и пятницы древних рукописных Октоихов после стихир и седальнов, как правило, содержатся обычные по тематике богородичны. С распространением Иерусалимского устава количество крестобогородичных увеличилось: они начали регулярно завершать циклы стихир и седальнов в богослужебных последованиях среды и пятницы Октоиха, а также выписываться после стихир и седальнов в Минее. Тем не менее, термин «крестобогородичен» использовался ещё долгое время нестабильно (крестобогородичны в рукописях XV–XVI вв., в основном, имеют надписание «богородичен»), регулярное употребление он получил только в русских изданиях богослужебных книг с XVII в. В греческих печатных Октоихах в службах среды и пятницы надписание «крестобогородичен» имеют также богородичны канонов и циклов тропарей на блаженнах, что для славянских изданий нехарактерно.

 
PR-CY.ru