КОНЦИЛИАРИЗМ, конциляризм

КОНЦИЛИАРИЗМ, конциляризм (лат. concilium – собрание епископов, Собор) –  богословская концепция в католицизме, существовавшая в XIV – начале XV  вв., идеологи которой отвергали притязания папства на универсальную власть и обосновывали необходимость его подчинения государству в светских делах и авторитету Вселенских соборов в делах церковных. Иначе говоря, основная идея концилиаризма – приоритет решений Собора над решениями папы Римского. В значительной мере концилиаризм явился реакцией на кризис в церкви в период Авиньонского пленения пап и последовавшей за ним «западной схизмы» (1378–1417 гг.). Предшествовавшие этому события привели к глубокому недовольству среди всего христианского мира. Многие высокопоставленные чиновники церкви считали, что воцарившаяся ситуация, в которой на папском престоле находятся два, а затем сразу три папы, неприемлема. Чтобы преодолеть воцарившиеся трудности, концилиарное движение, которое было осведомлено о произошедших изменениях в светских государствах, где появились такие органы, как парламент, всевозможные палаты и другие рычаги, способные влиять на действия короля, тоже хотело прервать абсолютизм папского правления. Концилиарное движение опиралось на элементы канонического права и отцов церкви. У Вселенского собора номинально было больше полномочий, чем у папы, помимо того, опираясь на Грациана, можно было снять с должности папу, если тот определённо является еретиком. В соответствии с принципом quity-, если имеется разрыв между принципиальным случаем и самим законом, следует рассмотреть подобное действие отдельно и вынести приговор в связи с «духом закона», а не с самим сухим законом. Основной проблемой, которую ставили сторонники концилиаризма (Жан Жерсон, Николай Кузанский, Пьер д’Айи и др.), был вопрос о характере папской власти (её сфере, границах и соотношении с властью Собора); в большинстве случаев концилиаризм сводился к концепции «превосходства Собора над папой». Практической реализацией требований сторонников концилиаризма стал созыв Пизанского собора (1409 г.) и Констанцского собора (1414–1417 гг.). Все разновидности концилиаризма (умеренные и радикальные) исходили из двух фундаментальных принципов: 1) Вселенская церковь, главой которой является Иисус Христос, не тождествен Римской церкви во главе с папой; 2) «дух» церковного права не тождествен «букве» этого права; ради блага церкви, на страже которого стоит «дух» права, зачастую необходимо отойти от его «буквы». Для всех версий концилиаризма  общей была также дефиниция церкви как «сообщества верующих», а не обязательной с конца XI в. идеи «папской монархии». Основное течение концилиаризма выразило двумя декретами Собора в Констанце свою точку зрения, которая сводилась к тому, что Собор черпает свой авторитет непосредственно от Христа, и все верующие, включая папу Римского, обязаны выказывать Собору послушание в вопросах веры, устранения схизмы и реформы церкви. Кроме того, декреты обязывали пап созывать Соборы не реже чем раз в семь лет. Большая часть кардиналов, а также другие влиятельные люди, в церкви и вне её, добились устранения сразу всех трёх пап. Помимо того, совет заявил, что они имеют право и в дальнейшем при надобности изгонять пап. Однако отсутствие единства в церкви позволило папе Мартину V лишить решения Соборов какого-либо практического значения, а папе Евгению IV удалось нейтрализовать решения Базельского собора, наиболее последовательно проводившего принципы концилиаризма. Так называемый радикальный концилиаризм был признан ересью на пятом Латеранском соборе (1512 г.), а доктрина взаимоотношений папы и Собора окончательно была уточнена на первом Ватиканском соборе и втором Ватканском соборе.

 
PR-CY.ru