КОНСТАНТИН ХРИСОМАЛ

КОНСТАНТИН ХРИСОМАЛ (конец XI – первая половина XII в.) – византийский монах, богослов, еретик, державшийся евхитских и богомильских воззрений; в частности, учил, что повиновение царской власти равносильно повиновению сатане, а истинное христианство приобретается не крещением, которое совершенно бесполезно, но особыми мистическими актами катехизации, посвящения и преображения, освобождающими человека от власти сатаны. Константин Хрисомал различал две души в человеке, из которых одна совершенно неподвластна греху, отрицал необходимость посещать храмы, монашество и богослужения, не признавал таинств и т.д. Свои воззрения он раскрыл в трёх сочинениях, характеристику которым дал Константинопольский патриарх Лев Стипп (1134–1143 гг.) в церковном определении, которое изложил на Константинопольском соборе 1140 г., на котором Константин Хрисомал был посмертно осуждён. Собор постановил сжечь сочинения Константина Хрисомала, осудил и анафематствовал его самого, а видных его сторонников (игумена обители святого Афиногена монаха Петра, игумена Георгия Памфила и монахов обители святого Николая) подверг епитимии. При жизни Константин Хрисомал имел заметное влияние в монашеской среде, имел круг последователей; именно этот факт стал причиной его посмертного соборного осуждения. Для процесса были разысканы три списка сочинений Константина Хрисомала, один из которых был обширнее других. Участники Собора прочитали сочинения и осудили бóльшую часть содержания как смесь «энтузиазма» и мессалианства (см. Мессилиане) или богомильства. По мнению участников Собора, учение Константина Хрисомала о том, что всякий христианин должен иметь помимо грешной ещё и безгрешную душу, а если у него одна душа, то он ещё не стал христианином, есть мессалианство или богомильство. Требование Константина Хрисомала нового оглашения после крещения неоглашенных (Константин Хрисомал отвергал необходимость крещения детей в силу отсутствия у них разумной веры) Собор расценил как богомильство. К «энтузиазму» участники Собора отнесли мнение Константина Хрисомала о необходимости просвещения, откровения и познания Святого Духа. 150 глав Константина Хрисомала были сожжены, однако часть уцелела под именем преподобного Симеона Нового Богослова среди его прозаических сочинений, как показал Ж. Гуйар (эта работа Ж. Гуйара остаётся единственной, посвящённой событиям вокруг Константина Хрисомала и его сочинений). Сочинения Константина Хрисомала дошли в составе Слов (для них принято сокращение Or(ationes)), соединённых последующей рукописной традицией с «Огласительными беседами» преподобного Симеона Нового Богослова. Из них пять Слов целиком соответствуют «Огласительным беседам» преподобного Симеона Нового Богослова, 13 являются фрагментами «Огласительных бесед», а 15 – сочинениями Константина Хрисомала, не имеющими соответствий в «Огласительных беседах».

 



 
PR-CY.ru