КОНВУЛЬСИОНЕРЫ

КОНВУЛЬСИОНЕРЫ – секта, возникшая в первой половине ХVIII в. во Фракции в среде «янсенистов» или (как они сами себя называли) «апеллянтов» (т.е. людей, относившихся оппозиционно к изданной 8 сентября 1713 г. папой Римским Климентом XI булле «Unigenitus», в которой осуждалось 101 положение из книги Пасхазия Кенеля, и апеллировавших к Вселенскому собору). К числу наиболее решительных апеллянтов во Франции принадлежал «diacre de Paris» диакон Франц Парижский (род. в 1690 г.), который своей строгой аскетической жизнью, благотворительностью и упорным сопротивлением осуждавшей янсенистов булле «Unigenitus» приобрёл в своей партии большую известность. Когда он умер (в 1727 г.) и был погребён при дворцовой церкви св. Метарда в Париже, то вскоре после этого стали говорить, что при его гробе совершаются чудесные исцеления. Вследствие этого к его гробу, как к месту погребения святого человека, стало стекаться много народа. Впоследствии, особенно начиная с 1730 г., к исцелениям (мнимым) присоединились другого рода поразительные явления: многие люди (даже дети) впадали при гробе в состояние как бы экстаза, дикого восхищения, сопровождающегося сильнейшими конвульсиями (откуда произошло и самое название партии), причём они свидетельствовали и пророчествовали против буллы. Часть янсенистов усматривала в этих явлениях божественное доказательство правоты апеллянтов и истинности учения янсенистов. Во главе конвульсионеров стоял аббат Бешаран. К 1732 г. движение приняло такие размеры, что правительство распорядилось огородить кладбище стеной и запретило доступ туда публики. Парижский архиепископ два раза (в 1731 и в 734 гг.) объявлял, что чудеса измышлены, а сама церковь, при которой совершались указанные явления была, по приказанию короля, запечатана и стала охраняться военной силой. Однако, несмотря на это, собрания конвульсионеров, к которым присоединились несколько членов из духовенства и из членов разных Орденов, продолжались, сопровождаемые по-прежнему удивительными явлениями конвульсий в частных домах. Конвульсионеры взяли земли с могилы Франсуа Пари, унесли её с собой и продолжали свои собрания. Особенно легко таким состояниям поддавались женщины, становившиеся при подобных переживаниях неуязвимыми и не чувствительными к болевым ощущениям. При этом некоторые из конвульсионеров для того, чтобы достигнуть таких состояний, употребляли известные средства («secours») – в виде ударов в грудь, тогда как другие не допускали употребления таких средств. Отсюда – названия «секуристов» и «антисекуристов». В 1733 г. против них были предприняты репрессиные меры, и движение быстро пошло на убыль. Несмотря на то, что даже в среде самих янсенистов не все одобряли явление конвульсионеров, оно просуществовало довольно долго.

 
PR-CY.ru