КОЛЛИРИДИАНКИ

КОЛЛИРИДИАНКИ – ересь, противоположная ереси антидикомарионитов, которая состояла в своеобразном культе Марии, почитавшейся за истинного Бога, третье лицо Пресвятой Троицы (почему Ей воздаются божеские почести). Об этой ереси упоминает Епифаний Кипрский. Её принесла в IV в. из Фракии и Скифии в Аравию группа женщин. В определённые дни они жертвовали в честь Марии хлебные лепёшки (от греч. – уменьшительное «грубый хлеб»; слав. – «скаврадной млин», «пряжмо», ныне «пряженик» или «прягна» – блины, лепёшки из чёрной муки на масле. Владимир Иванович Даль, «Толковый словарь»). Эти лепёшки они клали на особый стол и затем съедали. Епифаний Кипрский называет эту ересь идолопоклонством и сообщает о ней следующее. Последовательницы секты «устраивали собрания, на которых во имя Святой Девы сверх всякой меры пытаются предаваться беззаконному и хульному делу и во имя её совершают жертвоприношения через женщин же». В другом месте он даёт следующие дополнительные сведения: «Некоторые женщины, украсивши какую-то колесницу, или четвероугольное седалище, расставивши на нём белое полотно, в один из праздничных дней года, в течение нескольких дней предлагают хлеб (в другом месте – печение, какие-то круглые лепёшки – «kollyrium», откуда и самое название сектанток) и возносят жертву во имя Марии. Потом все они причащаются от хлеба». Никаких других известий об этой ереси не сохранилось и (хотя в истории религий нет недостатка в аналогиях), выяснить исследователям с достоверностью её значение трудно. В книге пророка Иеремии (Иер. 44:19) упоминается, что женщины без своих мужей делали в Египте в честь царицы небесной опресноки. В Афинах во время фесмофорий (праздник в честь Цереры, праздновавшийся женщинами в течение трёх дней) видную роль играло особое печенье, и Аристофан упоминает об одной фракиннке (ср. Епифаний Кипрский), которая принесла печенье, предназначенное для Деметры и Афины. Мöллер упоминает о языческом обычае дарить во время декабрьских праздников strenae (новогодние подарки) и (между ними) печенье. Этот обычай был, по его мнению, усвоен западными христианами при праздновании Рождества Христова, а затем вместе с праздником через Фракию перешёл и на восток. Действительно, Епифаний Кипрский слышал о ереси коллиридианок уже будучи епископом, т.е. не раньше 367 г., а праздник Рождества Христова, по свидетельству Иоанна Златоуста, был введён в Антиохии после 375 г. Слово «коллоридиа» у современных греков означает особый вид лепёшек. На ионийских островах «коллоридиа» и теперь в вечер накануне Рождества освящается с различными церемониями в семейном кругу и затем съедается. Шмидт видит здесь остаток древнегреческого семейного жертвоприношения Гестии. У нас и теперь в центральной (например, в Тверской губернии) и северной (например, в Вологодской губернии) России существует обычай печь в рождественский сочельник (соченник) «сочни» – пресные тонкие лепёшки на «постном (конопляном) соку» (В.И. Даль). В Тверской и Псковской губерниях накануне Рождества девушки ходили с овсяными блинами на перекрёстки петь колядки (calendae; ср. В.И. Даль). На юге женщинам при колядовании дают хлеб. Вообще в ереси коллиридианок исследователи видят остаток культа хлеба, культа женского по преимуществу.

 
PR-CY.ru