КОСЬМА ПРЕСВИТЕР

КОСЬМА ПРЕСВИТЕР (последняя треть X – начало XI вв.) – древнеболгарский проповедник и писатель. Известен как автор единственного сохранившегося произведения «Недостойного Козмы Презвитера беседа на новоявившуюся ересь Богумилу» (или «Слово святаго Козмы Презвитера на еретикы, препрение и поучение от божественных книг»), дошедшего во многих списках (старший конца XV в. в Волоколамском сборнике: Российская государственная библиотека). Исследователи относят деятельность Косьмы Пресвитера к последним годам правления болгарского царя Петра (927–969 гг.) или к периоду между смертью царя и завоеванием Болгарии Византией (имеется в виду взятие Преслава византийским императором Иоанном I Цимисхием в 971 г. или покорение Болгарии Василием II Болгаробойцей в 1018 г.). Упомянутого в тексте «Ивана Презвитера Новаго, его же и от вас самех мнозе знают, бывшаго пастуха и ексарьха иже в земли Болгарьстей» исследователи чаще всего отождествляют либо с Иоанном Экзархом, современником болгарского царя Симеона (893–927 гг.), либо с назначенным императором Василием II архиепископом Иоанном I Дебрским (1019–1037 гг.). Есть версия о создании беседы в связи с созывом антибогомильского собора в Тырнове в 1211 г. Сочинение, разделённое подзаголовками на 13 проповедей, насыщено цитатами и примерами из Священного Писания (автор называет по-настоящему богатым человеком того, у кого есть книги Ветхого и Нового Заветов), сочинений святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Инвективы Косьмы Пресвитера направлены как против еретиков-богомилов, которые, по его словам, появились в Болгарии при царе Петре, так и против способствовавших распространению ереси клириков, пренебрегавших своими обязанностями и погрязших в мирских заботах и пороках, в стяжательстве. По мнению автора, помимо обмирщения монахов, лени священнослужителей и невежества епископов усилению ереси и нестроений в обществе и церкви способствовали «ратные беды», разорение сёл и городов, заставившие многих покинуть семьи, предаться разбоям и грабежам. Затронутые проблемы и литературные достоинства сочинения способствовали распространению как его полного текста, так и отдельных частей и цитат в церковнославянской книжности: например, часть «Слово о пользе книг» находится в сборнике-палимпсесте (Российская национальная библиотека), составленном в монастыре великомученицы Екатерины на Синае в конце XIII – начале XIV вв.

 
PR-CY.ru