КЛОПШТОК Фридрих Готлиб

КЛОПШТОК Фридрих Готлиб (1724–1803 гг.) – первый по времени национальный поэт новой Германии, который начинает период высшего расцвета немецкой литературы XVIII в. Родился в Кведлинбурге. Его отец был юристом. Духовное развитие Фридриха Готлиба Клопштока проходило под влиянием деятельного, серьёзного и религиозно настроенного родителя, с одной стороны, и бабушки (матери отца) – с другой. После выхода из монастырской шульпфортской школы Фридрих Готлиб Клопшток осенью 1745 г. поступил в Йенский университет для изучения богословия, но в 1746 г. перешёл в Лейпциг, откуда был выпущен кандидатом богословия в 1748 г. Умер в Гамбурге. Фридрих Готлиб Клопшток – выдающийся лирик, создатель иррационалистического течения в немецкой буржуазной культуре Нового времени, враг Иоганна Кристофа Готтшеда (1700–1766 гг.), кумир молодых штюрмеров («Sturm und Drang»), благоговейно чтивших в лице поэта патриарха немецкой «национальной» литературы. Своим патриотическим и истинно христианским настроением он предвосхитил всех своих современников. В редком сочетании в нём соединялись любовь к отечественным героям, природе, родине и радость о спасении, которая покоилась на его вере в воскресение мёртвых и вечную жизнь, радость верующего: поэма «Мессиада», оды «К Богу», «Искупителю», «Вездесущему», «Созерцание Бога», «Милосердный», а также песнь о воскресении мёртвых. Немецкий богослов и историк литературы Август Фридрих Вильмар говорил, что больше чем за сто лет до Фридриха Готлиба Клопштока христианство евангелической церкви обратилось в учёность, в мёртвую форму привычки. Против этого холодного изучения христианства, мёртвого исповедания и выступил с огнём живой веры Фридрих Готлиб Клопшток. Его главным произведением была «Мессиада». В ней говорится о том, что Христос на горе Елеонской чувствует приближение Своих искупительных страданий и посылает Гавриила отнести Его молитву к сонму небесных сил. Совет демонов в аду под главенством Сатаны и злейшего их духа – Абрамелеха почти единогласно (за исключением одного только Абдиэля Аббадоны) обрекает Мессию на смерть. Сатана искушает Иуду. После Тайной вечери Иисус опять восходит на Елеонскую гору, страдает там, и Его страдания привлекают кающегося Аббадону. Страдальца схватывают, ведут к Анне, Кайафе, Пилату, допрашивают и осуждают на смерть. Он умирает на Голгофе, окружённый ангелами и (оживлёнными для Него) патриархами, пророками и любящими Его людьми. Патриархи, пророки и другие блаженные возвращаются к своим могилам. Друзья погребают Мессию. Погребённый воскресает и является многим. Весть о Его победе над смертью распространяется далеко. Он судит на горе Фавор души людей со всех концов земли и нисходит в ад. Трон Сатаны разваливается. Абрамелех и все осуждённые обращаются в скелеты; только Аббадона сохраняет форму падшего ангела. Мессия является Фоме, даёт позволение Адаму видеть последние дни мира и Страшный суд, прощает покаявшегося Аббадону и среди гимнов ангелов и блаженных возносится на небеса для сидения одесную Отца.

 



 
PR-CY.ru