КИНОВИЯ - Страница 6

Пахомий Великий, как общий для всех авва и киновиарх, имел пребывание сначала в Тавеннисиотском монастыре, а потом в обители Пабо, откуда и управлял всеми монастырями. Киновиарх (или главный авва) имел своей обязанностью неусыпно наблюдать за жизнью в киновиях, следить за исполнением общежительного устава, руководить братством в деле и духовного преуспеяния и вообще представлять в своём лице высшую монастырскую власть. С этой целью главный авва лично посещал монастыри, входил в сношения с отдельными настоятелями и иноками, преподавал им свои наставления, разрешал недоумения и т.д. Обо всех более или менее выдающихся фактах в жизни монастырей их настоятели спешили сами известить главного авву, который, в случае необходимости, обращался и с письменными посланиями к аввам и инокам отдельных монастырей. Киновиарх дважды в год (на Пасху и к 13-му августа) устраивал в своём монастыре общие собрания, на которые являлись все аввы отдельных монастырей и почти вся братия. Первое собрание созывалось для совместного празднования светлого Христова Воскресения, а второе имело целью ревизию общего монастырского хозяйства и разрешение различных недоумений и разногласий, чтобы во всех монастырях царствовали мир и любовь. Главный авва (или киновиарх) сам избирал настоятелей отдельных монастырей, которые и являлись его наместниками, его оком и слухом. Аввы монастырей во всём отдавали отчёт своему киновиарху, как начальнику всех общежителей и главному их руководителю. И Василий Великий был киновиархом для основанных им в Понте общежительных монастырей, для них он начертал свой устав, в котором устроил иноческую жизнь на началах киновий, был главным руководителем и общим духовным отцом. Палестинское монашество имело своего киновиарха в лице святого Феодосия (ум. в 529 г.), который был первым устроителем пустынной киновии в Палестине и придал ей самостоятельное и вполне независимое от лавры положение. Основав свои кинови в шести верстах от Иерусалима, в нынешней местности Дер-Доси, Феодосий постепенно умножил состав её братства (до 700 человек), увеличил размеры монастырских помещений, устроил внутри монастыря четыре церкви (для греков, грузин, армян и для братьев, одержимых злыми демонами) и устроил прочную внутреннюю организацию своей иноческой общине. В основу своего устава Феодосий положил уставы Василия Великого и Пахомия Великого. Великая и многолюдная киновия Феодосия превзошла по своему внутреннему благоустройству другие киновии Палестины и стала во главе их. Её основатель и руководитель получил наименование «Киновиарха» в собственном смысле. За свои заслуги для монашества Киновиарх Феодосий, по распоряжению иерусалимского патриарха Саллюстия (486–494 гг.), был назначен старейшиной и архимандритом великого общежительного иноческого сословия, обитающего близ Иерусалима, главным аввой многочисленных монастырей иудейской пустыни и святого города. Таким образом, архимандрит-киновиарх распространял в Палестине свою власть на всё местное монашество и был духовным руководителем всех киновий, являясь главным помощником иерусалимскому патриарху в управлении палестинской монашеской общиной. Архимандрит-киновиарх имел право избирать настоятелей отдельных монастырей и осуществлял общее наблюдение за религиозно-нравственной жизнью в палестинских обителях. Вообще права и обязанности архимандритов-киновиархов (а также и их избрание) были в Палестине аналогичными с положением главного аввы в Египте.

 



 
PR-CY.ru