КИНОВИЯ - Страница 5

Однако жертвователи не должны иметь никакого преимущества пред теми братьями, которые не сделали киновии никакого взноса, но должны быть равными со всеми. С другой стороны, они не имели права возвращать себе то, что уже было пожертвовано киновии. Постриженики одних монастырей обычно не принимались в другие киновии. После совершения пострижения принявший его становился членом киновии, обязывался никогда не удаляться из своего монастыря в другой и строго исполнять три главные обета монашества: послушание, нестяжательность и девство. Он должен жить для Бога, посвящать время молитве, чтению божественных Писаний, размышлению о Боге, труду и благотворительности. Монашеские обеты должны иметь для него вечное значение. Киновии обычно имели определённый штат братства, в зависимости от материальных средств. Наконец, братия киновии (или в полном составе, или в лице старейших иноков) принимает участие в избрании игумена. Утверждение новоизбранного игумена зависело от той высшей церковной власти, духовной юрисдикции которой принадлежит тот или иной монастырь. В такой организации киновия существовала на Востоке в пору наибольшего здесь развития монашества, причём в различных пунктах иночества были те или иные второстепенные разности сравнительно с отмеченным типом, зависевшие от местных условий в судьбе киновии, например, на Афоне и Синае, на горах Метеорских, в Сирии и пр. Но основные черты киновиального быта всегда и везде сохранялись и хранятся неизменно вплоть до настоящего времени. Таким образом, киновия по своему устройству носит монархический характер и основывается на принципе подчинения и общинного жития. Она, – по словам Симеона Нового Богослова (XI в.), – есть своего рода организм, главой которого служит игумен, а членами – иноки. Как в человеческом организме все члены выполняют свои функции под управлением головы, так и в киновии каждый инок действует по распоряжению игумена. Каждый орган человеческого тела способен только к одному назначению, а голова комбинирует разнообразную деятельность членов и даёт ей единство и стройность, – так и в киновии под властью одного игумена, совмещающего в себе разнообразные духовные совершенства и водворяющего среди всех братий послушание и повиновение, создаётся община, стремящаяся к одному назначению – в возможной полноте и совершенстве осуществить иноческие идеалы. В исторической судьбе киновии на православном Востоке особое значение принадлежало киновиархам. Киновиарх  имел различное отношение к киновии или к иноческому общежитию. Так, в Египте, в Тавеннисиотских монастырях, киновиарх, по уставу преподобного Пахомия Великого, занимал положение «главного аввы» всех девяти, а потом тринадцати монастырей, устроенных преподобным Пахомием Великим и преподобным Феодором Освященным. Иноки всех этих монастырей составляли одно братство, связанное единством духа, управления и хозяйства. Каждый из тринадцати Тавеннисиотских монастырей имел своего отдельного авву или настоятеля, но во главе всех монастырей и их настоятелей был первый авва, который всеми ими заведовал и управлял. Это и был «киновиарх». Первым киновиархом Тавеннисиотских монастырей был преподобный Пахомий Великий, как основатель первых девяти иноческих общежитий, их устроитель и руководитель, общий для всех иноков отец и начальник, законоположник египетского монашества. Незадолго до своей кончины преподобный Пахомий Великий призвал настоятелей всех монастырей и спросил их, кого они желают иметь своим аввой или киновиархом. Аввы ответили, что это зависит от воли преподобного Пахомия, который и избрал киновиархом Петрония, а тот избрал своим приемником Орсисия, после которого главным аввой-киновиархом был преподобный Феодор Освященный.

 



 
PR-CY.ru