КИНОВИЯ - Страница 2

Отличаясь разнообразием содержания, ктиторские уставы в своих принципах примыкали к иерусалимскому, студийскому и афонскому уставам, а через их посредство восходили к своей первооснове – типикам Пахомия Великого и особенно Василия Великого. Из ктиторских общежительных уставов византийской эпохи исследователи отмечают: Константинопольского патриарха Алексия Студита, написанный между 1034 и 1043 гг. для монастыря Успения Богоматери, Михаила Атталиата (1077 г.) для обители Всемилостивого Спаса в городе Редесто, Григория Бакуриана для Бачковского монастыря Богородицы Петрицонитиссы (1084 г.), св. Христодула (1091 г.) для патмосского монастыря Апостола Иоанна Богослова, императрицы Ирины для константинопольского монастыря Богородицы Благодатной (1114 г.), императора Иоанна Комнина для Пантократорского монастыря в Константинополе (1136 г.), императора Мануила Комнина для монастыря в Константинополе (1162 г.), иеромонаха Нила для монастыря Богородицы Махера на Кипре (1210 г.) и др. Общежительные уставы Пахомия Великого и Василия Великого имели влияние на устройство киновий и на Западе, в славянских странах и в России. В частности, в России общежительный или истинно-монашеский устав был введён преподобным Феодосием Печерским в виде «типика» Студийского, который быт известен преподобному Феодосию Печерскому в записях краткой, сделанной в Студийском монастыре, и подробной, сохранившейся в уставе патриарха Алексия Студита. Тип киновий (насколько он определился в отмеченных уставах) исследователи представляют в следующем виде. Во главе киновии стоит настоятель или игумен, обычно в сане иеромонаха или архимандрита (а на Синае – архиепископа с IX в.). Игумену принадлежит дисциплинарно-пасторская и административная власть. Игумен – пастырь и учитель, а лучше сказать – отец и духовный предстоятель всех монахов. Обо всех он должен заботиться, как о своих детях, как о членах собственной семьи, ко всем должен относиться с равной любовью и попечительностью. Прежде всего, главным образом, он заботится о нравственном совершенстве монахов. Он – главный руководитель всех вообще и каждого порознь в деле спасения, он – управитель их душ. Со всей заботой и прилежанием он должен убеждать монахов, увещевать, учить, призревать, врачевать больных, слабых поддерживать, малодушных укреплять, согрешивших возвращать на путь истины. С другой стороны, он должен быть для всех примером в нравственном отношении, образцом строгости и справедливости, осторожности, воздержания, точности, умерщвления страстей. Он должен быть примерным исполнителем обетов иночества и нимало не изменять достоинству своего положения и значению монастыря. В видах лучшего выполнения долга пастырства и учительства, игумен самым ревностным образом должен следить за поведением монахов. Он руководит всеми их действиями. Без его дозволения и благословения никто не должен был ничего делать. Каждый монах всегда и всецело находится под его надзором и властью. Око игумена бодрствовало над ним от момента вступления в монастырь до смерти. Само пострижение в монахи совершалось лишь после достаточного испытания пришельца и всецело по желанию и с согласия игумена. А после пострижения игумен имел право входить в келью монаха, в какое угодно время. Он постоянно наблюдал, не занимаются ли монахи делом без его воли и желания, не предаются ли безделью или пустословию.

 



 
PR-CY.ru