КИНОВИЯ

КИНОВИЯ или «общежитие» – одна из форм монашеской жизни. Первичным и элементарным бытом иноческого мира было анахоретство или одиночный образ жизни. За ним следовало келлиотство. В противоположность анахоретам, которые подвизались в совершенном одиночестве и уединении, келлиоты жили по двое, а иногда по трое в одной келии – небольшом обособленном помещении, – под руководством опытного в духовной жизни старца. Келлиотство, как вторая (после анахоретства) стадия в развитии иноческой системы, было как бы семейной жизнью в монашеском мире. Третью стадию в этом развитии составляла жизнь скитская. Скитом или лаврой называлась совокупность нескольких келий на определённой территории, находившихся под наблюдением и управлением общего аввы – руководителя. Значит, скит (или лавра) представлял своего рода товарищество в иноческой жизни. От жизни скитской – прямой переход к жизни монастырской или общинному быту в иноческом мире. Монастырь – это своего рода община, отдельная корпорация в ряду других подобных же корпораций иноческого мира. Монастырская жизнь в древнее время имела только в одну форму – общежитие или киновию. В византийскую эпоху (наряду с киновией) в монастырях образовалась новая форма жизни, так называемый «идиоритм» или своежитие. Начало общежитию положил преподобный Пахомий Великий (ум. в 348 г.), который устроил мужскую и женскую киновию в Тавенниси (в верхнем Египте) и дал им общежительный устав, сообщённый ему (по сказанию Жития) Ангелом. Устав преподобного Пахомия Великого отличался краткостью, не обнимал всего строя монастырской жизни, содержал частные, случайные и отрывочные предписания, которые исследователи склонны называть, скорее, нравственными наставлениями, чем уставными постановлениями (записанными обычаями, чем определёнными законами, духовными опытами аввы, чем возведённой в теорию дисциплиной). Иной характер имеют «Правила» и «Подвижнические уставы» Василия Великого (ум. в 379 г.), второго законоположника киновии, утвердившего и распространившего этот род монашеской жизни в обителях Малой Азии. Общежительный устав Василия Великого организует целый строй аскетической жизни, утверждает его на принципах и основной идее этой жизни, указывает разумные основания для различных частностей внешнего и внутреннего строя подвижничества, находит оправдание для отдельных своих положений в Священном Писании. Уставы Пахомия Великого и Василия Великого легли в основу киновиального строя всего православного восточного монашества. На этой основе возникли, прежде всего, типики знаменитых представителей византийско-восточного иночества – иерусалимский Саввы Освященного (ум. в 532 г.), константинопольский Феодора Студита (ум. в 826 г.) и афонский Афонасия (ум. в 1001 г.), а затем появился целый ряд так называемых «ктиторских уставов», которые получили своё начало в средневековой Византии, где ктиторы монастырей имели обыкновение давать устроенным ими обителям свои уставы, в которых и регламентировали внутреннюю их жизнь сообразно своим желаниям и потребностям новой общины.

 



 
PR-CY.ru