КИПАРИССИОТ Иоанн

КИПАРИССИОТ Иоанн – самый выдающийся после Никифора Григоры противник Григория Паламы в спорах паламитов и варлаамитов, известный с эпитетом «мудреца». Обстоятельства жизни Иоанна Кипариссиота исследователям совершенно неизвестны. Исследователи лишь полагают, что расцвет его деятельности падает на последнюю треть XIV в., и что он скончался после Никифора Григоры, о котором упоминает в одном из своих трудов. Большая часть догматико-полемических сочинений Иоанна Кипариссиота хранится ещё в рукописях. Парижский кодекс от XV в. содержит следующие сочинения Иоанна Кипариссиота, написанные против Григория Паламы и его сторонников: 1) Четыре книги паламитских заблуждений, 2) Восемь книг против Григория Паламы и его исповедания веры, 3) Восемь книг о не созданном свете против Паламы, 4) Три книги об отступничестве паламитов. Из перечисленных сочинений Иоанна Кипариссиота изданы только первая и четвёртая книги «Паламитских заблуждений». Из них исследователи сделали вывод, что Иоанн Кипариссиот имел обширные познания в богословии, обладал острым умом и был вообще сильным противником Григория Паламы и его последователей. В четвёртой книге «Паламитских заблуждений» писатель указывает и на своё сочинение «О ересях», которое находится в том же парижском кодексе. К его творениям исследователи также присоединяют пять книг против Нила Кавасилы, а Фабриций сообщает, что Иоанн Кипариссиот написал и ещё одно сочинение против Григория Паламы, по времени предшествующее всем другим полемическим его трактатам и по объёму равное всем им вместе. Наконец, в полном виде (хотя и в латинском переводе) издано его сочинение, в котором содержится систематическое изложение того, что разными богословами высказывалось о Боге. Сочинение состоит из десяти отделов, каждый из которых делится на десять глав. Первая декада говорит о богословии таинственном, вторая – о богословии доказательном, третья – о божественных действиях, четвёртая – о происхождении божественного имени и т.д. Иначе говоря, сочинение представляет как бы систематическое руководство по догматике, со схоластическим подразделением материала. Это внешнее сходство труда византийского богослова с аналогичными памятниками западной схоластики дало повод переводчику его на латинский язык Турриану видеть здесь влияние латинского богословия на византийское. Но такое мнение вовсе не подтверждается содержанием сочинения Иоанна Кипариссиота, которое представляет собой свод воззрений исключительно византийских богословов, без всякого упоминания отцов и учителей Западной церкви. Самый главный авторитет для Иоанна Кипарпссиота представляет Дионисий Псевдоареопагит, а затем он цитирует Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Иоанна Дамаскина. Самым ранним по времени писателем здесь называется Иустин Мученик, причём указываются подложные его сочинения, а более поздними – Константинопольский патриарх Никифор, который ошибочно назван Феодором Начертанным, и Евфимий Зигавин. Что же касается формы рассматриваемого сочинения, то, по мнению исследователей, она не имеет решающего значения и не может быть признана безусловным заимствованием из западной схоластической литературы, т.к. выборка и систематизация отдельных мест из Священного Писания и творений отцов церкви, применительно к определённой задаче, были и в Византии довольно обычным литературным явлением. А то обстоятельство, что Иоанн Кипариссиот ограничился одними восточными богословами и не привлёк к освещению якобы схоластических вопросов и западных богословов, по мнению исследователей, говорит о том, что между двумя половинами христианского мира и в отношении богословских воззрений существовали различие и разделение, которые, по крайней мере, для византийских богословов не представлялись легко устранимыми личным воззрением и желанием. Во всяком случае, исследователи не могут ставить тезис Иоанна Кипариссиота о влиянии западного схоластического богословия на византийское.

 
PR-CY.ru