КОНХА

КОНХА – свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой. Иногда конху называют полукуполом. Свод конхи может быть также гранёным, состоять из смыкающихся лотков. Наиболее часто конха встречается в древнеримской и родственной ей средневековой византийской и европейской архитектуре. Считается, что храм божественного Августа на форуме Августа в Риме (начало I в.) имел перекрытую конхой экседру, в которой стояла статуя императора. Конх, по мнению исследователей, были и в экседрах императорских базилик, служивших залами суда, например, в базилике во дворце Флавиев на Палатине. В экседре обычно устанавливали трон императора либо его статую. Таким образом, генетически связанная с куполом конха являлась образом небесного свода и стала ассоциироваться с культом императора как верховного судьи, изображение которого она осеняет подобно киворию. Мотив экседры с конхой как обрамление статуи императора или божества стал важным архитектурным акцентом в более поздних базиликах и храмах античного Рима: базилика Северов в Лептис Магна, 216 г.; реконструированные в 307 г. алтари храмов Венеры и Ромы (135 г.). Базилика императора Максенция (307 г.) в Риме первоначально имела с западной стороны экседру со статуей императора в ней, таким образом была выделена продольная ось здания. После победы у Мульвийского моста император Константин I Великий добавил с северной стороны базилики ориентированную на поперечную ось базилики новую экседру (после 312 г.), где была установлена его статуя. Устройство конхи над погребальными нишами связано с культом усопших. В таких нишах устанавливали статуи или бюсты предков. Ниши с конхами, декорированными наподобие раковин, сохранились в гробнице F (гробница семьи Кетениев) на Ватиканском кладбище (II в.). В раннехристианских базиликах конха алтарной апсиды стала важнейшим архитектурным и смысловым элементом. Как правило, в их мозаичном декоре представлены ключевые изображения христианской иконографии, например, в базилике Санта-Пуденциана в Риме (около 400 г.) – Иисус Христос на троне в окружении апостолов, выше – Крест и символы евангелистов; в церкви святых Космы и Дамиана в Риме (526–530 гг.) – Христос Вседержитель, парящий на облаках; в базилике монастыря великомученицы Екатерины на Синае (550–565 гг.) – «Преображение Господне», обрамлённое фризом из медальонов с ликами святых. Одно из ранних изображений Пресвятой Богородицы представлено в конхе церкви Панагии Ангелоктисты в Кити (на Кипре; вторая половина – конец VI в.). В конхе могли также изображать святого, которому посвящён храм: священномученик Аполлинарий в окружении агнцев, над ним в небесном сиянии – Крест, которому поклоняются два ангела, представлен в церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (около 549 г.); мученица Агния с предстоящими ей Римскими папами Гонорием и Симмахом – в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура («за стенами») в Риме (625–638 гг.).

 



 
PR-CY.ru