КЕРЖАКИ

КЕРЖАКИ – этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720 гг. Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток – в Пермскую губернию. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Являются одними из первых русскоязычных жителей Сибири, «старожильческим населением». Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. Одним из таких правил считалось обязательное перекрещивание стакана, при принятии его из чужих рук (в стакане могли обитать злые духи), также считалось обязательным после мытья в бане перевернуть тазы (в которые, также, могли поселиться «банные черти») и мыться исключительно до 12 часов вечера. Причём кержаки верили не только в богов православной церкви, в их вере сохранились домовые, «банные черти», водяные, наяды, лешие и другая нечисть. В Сибири кержаки составляли основу алтайских каменщиков. Противопоставляли себя более поздним переселенцам в Сибирь – «расейским» (российским), но впоследствии практически полностью ассимилировались с ними из-за общего происхождения. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «мирским» – приверженцам официального православия. Наиболее яркий пример кержаков – отшельники Лыковы, которые подобно своим братьям по вере и укладу предпочли жить в глухой тайге. В глухих местах до сих пор существуют кержацкие заимки, практически не имеющие контактов с внешним миром. Кержаки никогда не ели картофель, который считали «нечистым». Название «чёртово яблоко» говорит само за себя. Также они не пили чай, а только горячую воду. Из еды предпочитали толстые кержацкие щи из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам. Долгое время кержаки сохраняли приверженность к традиционной одежде. Женщины носили косоклинные тёмные дубасы – сарафаны из крашеного холста или сатина, кожаные коты, лёгкие холщовые шабуры. Дома освещали лучинами. Кержаки не позволяли «мирским» молиться на свои иконы. Детей крестили в холодной воде. Женились и выходили замуж только за единоверцев. Наряду с христианской верой использовали много древних тайных обрядов. Одной из особенностей характера большинства старообрядцев является трепетное отношение к данному слову и к правде. Молодым наказывали: «Не разжигай, туши, пока не разгорелось; будешь лукавить, чёрт задавит; иди в овин да шути там один; обещаха недахе – родная сестра, клевета, что уголь: не обожжёт, так замарает; ты на правде стоишь, трудно тебе, да стой, не вертись». Спеть похабную частушку, произнести скверное слово – это значило опозорить себя и свою семью, т.к. община осуждала за это не только того человека, но и всех его родных. Про него брезгливо говорили: «С этими же устами да за стол сядет». В старообрядческой среде считалось крайне неприличным, не¬ловким не поздороваться даже с малознакомым человеком. Поздоро¬вавшись, надо было приостановиться, даже если очень занят, и непре¬менно побеседовать. Рассказывают: «Был грех и у меня. Молода была, но замужем уже. Шла мимо тяти и просто сказала, мол, здорово живёшь, и не поговорила с ним. Так он меня пристыдил, что спросить бы хоть надо было: как, мол, ты, тятя, живёшь?».

 



 
PR-CY.ru