КЕЛЬСИЙ

КЕЛЬСИЙ (рубеж I и II веков) – святой мученик Миланской церкви, пострадавший в правление Диоклетиана; его мощи находятся в церкви Santa Maria presso San Celso в Милане. По преданию, зафиксированному в «Passio» – сборнике Мученических актов V в., святой Кельсий был учеником и помощником святого мученика Назария. Когда мученик Назарий после изгнания его из Милана за проповедь христианства приходит на юг нынешней Франции, в местность вблизи города Ниццы, он знакомится с благочестивым юношей, сыном христианки Кельсием, который отныне становится его постоянным спутником в апостольской проповеди Евангелия среди язычников. Вместе они претерпевают гонения и побои местного правителя и достигают Трира. Возмущённые проповедью христианства правители Галлии отправляют их на суд Нерона. По приказу императора Нерона Назарий и Кельсий были избиты и затем брошены на съедение зверям, которые, однако, не коснулись их. Затем они были ввержены в море, но чудесным образом не погибли, а «пошли по воде, ступая как по суше». Обращённые ко Христу слуги императора отпустили мучеников, и они вернулись в Милан. Правитель Милана Анулин, узнав о возвращении изгнанного им Назария, вновь вверг мучеников в темницу, и они оказались в одном месте с Гервасием и Протасием. Анулин донёс императору Нерону о местонахождении избежавших казни Назария и Кельсия и по его приказу обезглавил их. Их тела были погребены благочестивыми миланскими христианами. Амвросий обрёл в Милане мощи святых Назария и Кельсия в 395 или 396 г. Вот как это описывает непосредственный участник эксгумации останков Назария и Кельсия диакон Павлин: «Тело святого мученика Назария, которое захоронено было в саду за городом, было святителем Амвросием перенесено в базилику святых апостолов, что у Римских ворот. Мы своими глазами видели в гробу, в котором лежало тело мученика (о времени, когда он претерпел мученическую смерть, до сего дня не можем узнать) кровь мученика, столь свежую, как если бы была пролита в тот же день, глава же его, отрезанная нечестивыми, в такой целостности и нетлении сохранилась вместе с волосами и брадой, что казалась нам в тот же день обмытой и положенной в гроб. […] Также и благоухание ощущали такое, что превосходило сладость всех благовоний. Когда тело мученика было эксгумировано и положено на носилки, мы со святым епископом сразу пошли к могиле святого мученика Цельса, которая находилась в том же саду, чтобы помолиться. […] Мы узнали, однако, от стражей этого места заповеданное им ещё их родителями – не оставлять места сего ни им, ни потомкам их, ибо в этом месте положены великие сокровища». Тело святого Кельсия было помещено Амвросием в базилике, носящей его имя, и впоследствии перенесено в непосредственно. 27 октября, в праздник святых мучеников миланских Назария, Гервасия, Протасия и Кельсия духовенство и прихожане Свято-Амвросиевского прихода в Милане посещают мощи святых в миланских базиликах и совершают перед ними молебны.

 
PR-CY.ru