КАТЕХУМЕНАТ - Страница 5

Падение катехумената наступило частью уже в V в., а затем идёт уже быстрыми шагами. Оно сказалось, прежде всего, в сокращении времени катехумената, а также в том, что Пасхи и Пятидесятница перестали быть исключительным временем крещения. Внутреннее основание для этого падения катехумената лежало в том, что, с одной стороны, с течением времени становилось всё меньше и меньше взрослых прозелитов, а с другой, получило значение обычая крещение детей. Этот обычай входил в силу постепенно и сначала с некоторыми ограничениями (например, у Григория Богослова есть мнение, что детей следует допускать к крещению не раньше трёх лет, когда они бывают в состоянии уже давать ответ на вопросы). Итак, древняя церковь в состоянии «оглашенных» устанавливала и различала два главные периода: период начального, общего, подготовительного наставления в истинах Христовой веры, и более краткий период, имевший место пред самым совершением крещения, – время особенного, нарочитого, специального приготовления к святому крещению путём сообщения Символа веры и Молитвы Господней. Отсюда некоторые учёные различаюсь два класса «оглашенных», принимая при этом, что первый класс обозначался разными наименованиями. Другие учёные различают три, четыре, пять и больше классов «оглашенных», полагая, что тем или иным особым названиям «оглашенных» соответствовал и отдельный их класс. Но исследователи отмечают, что в древнейших литургиях, восточных и западных, говорится об «оглашенных» вообще, и нет никакого основания для предположения, что они разделялись на какие-либо классы. Итак, признание степеней «оглашенных» (в смысле обычного церковного установления) не имеет твёрдых оснований в памятниках древнейшей христианской литературы, и предположение о них стало вследствие неправильного истолкования этих памятников. В указанных памятниках различаются лишь «оглашенные» в собственность смысле и «готовящиеся к крещению». В Средние века и в Новое время в связи с широко распространившейся практикой крещения младенцев институт катехумената утратил своё значение. Второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.) в конституции «О богослужении» рекомендовал восстановить этот институт в двух значениях – конкретном и широком. Задача первого состоит в подготовке кандидатов к принятию крещения, в руководстве их духовным и моральным развитием. В широком значении катехуменат охватывает определённые формы  катехизации взрослых христиан, он не ставит своей задачей посвящения верующих, а стремится обеспечить более глубокое постижение вопросов вероучения. Папа Римский Павел VI в апостольском обращении «Evangelii muntiandi» (1975 г.), посвящённом вопросам миссионерства, определил  катехуменат как важнейший механизм в деле евангелизации. Обновлённую структуру катехумената предложила в 1972 г. ватиканская Конгрегация богослужения и таинств, утвердившая в документе «Чин христианского посвящения взрослых» три ступени катехумената: принятие в катехуменат, период «очищения и просвещения» кандидатов, принятие ими таинства крещения. Новые аспекты современного катехумената представил в апостольском обращении «Catechesi tradendae» папа Иоанн Павел II, выделив три формы катехумената: 1) для взрослых, готовящихся к принятию крещения; 2) для некрещёных детей (с согласия родителей) после их катехизации; 3) для различных групп взрослых, уже крещёных, но ещё не утвердившихся в вере. Катехизацию членов всех трёх групп папа определил называнием «повторного катехумената». В русской православной традиции катехуменат выступает в форме оглашения.



 
PR-CY.ru