КАТЕХУМЕНАТ - Страница 4

Вообще, оглашенные причислялись к «христианам», но отличались от «верных», т.е. от крещёных. По выражению отцов церкви, они уже приняты в лоно Матери-Церкви, но ещё не возрождены; они – в преддверии церкви, хотя ещё и не-члены её. Оглашенные могли присутствовать при богослужении, до начала литургии «верных». О них возносилась особая «молитва об оглашенных» («oratio super catechumenos», «оглашенные, изыдите»). Диакон приглашал их преклонить колена, затем в особом обращении к «верным», приглашал их помолиться об «оглашенных» и особенно о том, чтобы они сподобились достигнуть крещения.. Потом «оглашенные» поднимались снова и стояли, наклонивши головы в то время, как епископ с простёртыми руками произносил молитву. Затем «оглашенные» оставляли церковь. В Риме, в Африке и в некоторых местностях Испании «оглашенные» получали также освящённую соль (sacramentum salis). Что касается продолжительности катехумената, то Эльвирский собор определил для него двухлетний срок, если болезнь не вынудит к сокращению срока; однако тот же Собор требует трёхлетнего катехумената для языческих жрецов, пятилетнего для тех, которые, уже состоя оглашенными, впадали в тяжкие грехи и даже до конца жизни. Апостольские постановления предписывают для всех трёхлетний катехуменат (впрочем, для ревностных оглашенных допуская и возможность сокращения). Но для многих и это продолжительное время испытания не казалось достаточным; они отлагали крещение, – часто на неопределённое время. Некоторые делали это из ревности, чтобы лучше приготовиться, но большинство по лености или небрежности, потому что боялись снова потерять благодать крещения или надеялись перед смертью через крещение мгновенно очиститься от всех грехов, освободиться от наказания и получить блаженство. Пред началом времени поста епископы в своих проповедях приглашали оглашенных являться к крещению. Избрание в кандидаты к крещению должно было предотвратить возможность доступа к крещению недостойным. Само избрание совершалось через то, что имена признанных достойными допущения ко крещению вносились в книгу. Эти лица назывались в римской церкви «electi», в прочих западных церквах «competentes». Разряд этих лиц строго различался от «оглашенных»; последним они не должны были сообщать того, что они узнавали чрез научение. Время непосредственного предуготовления к крещению или «просвещения» обычно определялось в сорок дней; иногда, впрочем, этот срок был короче (до двух недель). Особенность наставления «оглашенных» в это время состояла в изъяснении Символа веры, который до сих нор был им совершенно недоступен, как «тайна», как составная часть «disciplinae arcani». Эта торжественная церемония называлась «traditio symboi». Символ веры в течение определённого времени (обычно, около восьми дней) «просвещаемые» должны были усвоить и затем открыто, пред общиной, прочитать. Это называлось «redditio symboli». Только после этого сообщались приступающему к крещению слова Молитвы Господней, которая также содержалась в строжайшей тайне. Самую полную картину наставления просвещаемых предлагают катехизические поучения Кирилла Иерусалимского, произнесённые в 347 или в 348 г.

 



 
PR-CY.ru