КАТЕХУМЕНАТ - Страница 3

Христианство стало господствующей религией, было объявлено и государственным исповеданием, стремление ко вступлению в церковь усилилось, число недостойных, желавших только назваться из-за земных выгод, а не быть на самом деле христианами, увеличилось. Отсюда, естественно, возникла потребность и более серьёзных гарантиях, по возможности, ограждавших церковь от вторжения в её среду недостойных членов, не искренних последователей Христа. В этих интересах церковь установила строгие испытания в виде оглашения, которые должны были служить мерилом искренности обращающихся и их нравственного настроения. Под влиянием всех этих условий окончательно образовался христианский катехуменат, значительно расширивший обрядность крещения. Желавший быть принятым в общину должен был явиться к епископу или к поставленному для того клирику или же к катехету, который, как показывает пример Оригена, не обязательно был клирик. В более значительных церквах, где существовали катехизические школы, обязанность принимать приходящих падала на предстоятеля этой школы, как, например, свидетельствует Евсевий об Александрии. Учителями оглашаемых (doctor audientium) был, например, в Карфагене при Киприане чтец Оптат, во времена Августина – диакон Деогратий и проч. Женщины иногда подвергались наблюдению и наставлению в вере чрез диаконисс. Епископы, пресвитеры и диаконы преподавали огласительные поучения в церкви публично, а низшие клирики и миряне могли оглашать только частным образом; равно как и диакониссы, поскольку в церквах публично миряне могли проповедовать только в редких случаях – в виде исключения. Считалось желательным, чтобы прозелит мог сообщить предстоятелю, кто бы из лиц, известных общине, мог поручиться в его благонадежности (sponsores, patroni). Потом уже от клирика, к которому он обращался, прозелит получал первое наставление. Августин Блаженный оставил для этой цели два образца катехизиса. Недавно было высказано весьма правдоподобное, по мнению исследователей, предположение, что самою древней церковной катехезой является новооткрытое произведение Иринея Лионского, сохранившееся в армянском переводе. Исследователи предполагают, что это произведение Иринея Лионского является произведением, однородным с августиновским «De catechizan dis rudibus», но, конечно, более древним. В названном произведении коротко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый член христианской церкви настолько твёрдо и отчётливо, чтобы он был в состоянии и защитить своё исповедание от еретиков, и изложить в ясных выражениях истину своей веры пред теми, которые её ещё не познали. В частности, здесь излагается учение о едином высочайшем Боге и Его отношении к миру, о Святой Троице, сотворении мира и человека, о падении, важнейшие моменты истории Откровения во времена патриархов, о воплощении Сына Божия, сделавшегося человеком, о Его искупительном деле, прообразованном в Ветхом Завете, предвозвещённом пророками и осуществлённом в Его лице и в Его церкви, о всеобщем воскресении и, наконец, о суде, который будет для всех людей. Отсюда исследователи делают вывод, что, по крайней мере, в некоторых случаях, катехизация в древней церкви была довольно продолжительной и обширной, обстоятельной. Собственно принятие в ряды оглашаемых происходило чрез знаменование крестом и чрез возложение рук с молитвой. С этих пор оглашаемый уже принадлежал внешним образом к церкви и считался христианином.

 



 
PR-CY.ru