КАТЕХУМЕНАТ

КАТЕХУМЕНАТ – институт подготовки кандидатов (катехуменов) к принятию крещения и других христианских таинств в древней и католической церкви и процесс, включающий их катехизацию, участие в жизни религиозной общины и в литургических обрядах, а также в «созидании Церкви через свидетельство жизни и веры» (апостольское обращение папы Римского Иоанна Павла II «Catechesi tradendae», 1979 г.). В широком смысле катехуменат означает также сознательное решение углубить свою веру лицом, крещёным еще в детстве (катехуменат посткрещения). Катехуменат обозначал установление древней церкви для «оглашения» и «просвещения» кандидатов крещения и имел своей целью тщательное их приготовление к достойному вступлению в церковь Христову чрез крещение. «Оглашенными» назывались в древней церкви те, которые из язычества или иудейства приходили к христианской вере и пред принятием в церковь чрез крещение подвергались более или менее продолжительному приготовлению чрез наставление в истинах Христовой веры и через некоторые религиозные действия. Катехуменат являлся первичной формой катехизации и включал следующие элементы: доктринальный (объяснение истин вероучения, библейской истории спасения, смысла таинств); моральный (введение в практику христианской жизни, совершение покаяния, молитв) и ритуальный (участие в литургических обрядах). Катехуменатом в древней церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта. По мнению исследователей, о катехуменате в первое время христианства ещё не может быть речи, ввиду непосредственной апостольской проповеди, которою распространялось христианство. Но всё же катехуменат, в смысле испытания и приготовления прозелитов, должен был получить своё начало очень рано, хотя в подробностях он определился постепенно – и в разных церквах и в разные эпохи неодинаково. Исследователи не сомневаются, что главнейшим и существенным основанием для катехумината послужило наставление Христа «научите, народы», прежде чем «крестить их» (Мф. 28:20). Некоторые исследователи видят указание на это установление уже у апостола Павла, особенно в следующих словах его (Гал. 6:6; ср. Лк. 1:4, Деян. 18:25, Рим. 2:18): «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». При этом «катехуменат» – термин, встречающийся лишь у апостола Павла и Луки; он означает только низшую, подготовительную ступень наставления в христианских истинах, предполагающую последующее усовершенствование. Во всяком случае, апостолы главнейшим условием возможности совершить крещение считали, согласно с заповедью Спасителя, научение, как это исследователи видят из отдельных примеров апостольского крещения. В первой половине II в. катехуменат был уже в довольно развитом состоянии и определённом виде, как о том свидетельствует Иустин Философ, и обнимал собой научение готовящегося ко крещению, молитву, пост и воспитание христианского образа жизни.

 



 
PR-CY.ru