КАТЕХУМЕН

КАТЕХУМЕН (от греч. – «наставляемый, поучаемый») – оглашенный – некрещёный человек (взрослый или ребёнок школьного возраста), желающий стать христианином, публично выразивший это желание и принятый церковью согласно литургическому обряду (ordo catechumenorum) в христианскую общину для подготовки к принятию таинства крещения; человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа. В древней церкви катехумены должны были заучить Символ веры, тогда им позволялось окреститься и приступить к причастию. Как правило, первое причастие приурочивалось к Пасхе: катехуменов облачали в белые одежды, которые те носили на протяжении всей Пасхальной недели. Оглашение проходили и отпавшие от Христа, если доказывали искренность своего раскаяния. Термин «катехумен» впервые появился в сочинениях Климента Александрийского («Строматы»). Тертуллиан называет катехуменов «слушающими», или имеющими право слушать Слово Божье вместе с верующими, однако без права участвовать в совместной молитве с ними; Тертуллиан именует их также «новициями». Согласно Комодиану (III в.), положение катехуменов в церкви схоже с положением рекрутов в армии. Институт катехумената окончательно сформировался в IV в. в результате массового наплыва прозелитов (см. Прозелитизм). Первое подробное описание подготовки катехумена к принятию таинств содержится в сочинении «Traditio apostolic» Ипполита Римского. В раннем Средневековье катехумены считались верующими, уже принадлежащими к церкви, а потому они наравне с крещёными христианами обладали правом быть погребёнными по христианскому обряду, частично участвовать в евхаристических собраниях (в так называемом месте катехуменов), а также в общей молитве местной общины. Их обязывали посещать больных, подавать милостыню, регулярно исповедоваться; выполнение этих обязанностей считалось свидетельством их обращения и существенным критерием допуска к инициационным таинствам. Современные предписания для катехуменов рекомендуют вслушиваться в сообщаемую им в молитве и проповеди «тайну Христа», под воздействием Духа Святого сознательно и добровольно искать истинного Бога, а при содействии церкви в период катехумената постигать истины веры, постепенно принимая христианскую систему ценностей (догматический аспект), поступая в соответствии с этими ценностями (моральный аспект) и участвуя в литургической жизни общества (литургический аспект). Кодекс канонического права (1983 г.) определяет также и права катехуменов: как крещёные католики, они имеют право на получение благословения (канон 1170), на погребение по церковному обряду (канон 1183), на церковный брак по католической литургической форме. После принятия таинства крещения катехумен становится полноправным членом церкви.

 
PR-CY.ru