КАРРАЧЧИ

КАРРАЧЧИ – семья итальянских живописцев из Болоньи начала XVII в., основоположников академизма в европейской живописи. На рубеже XVI – XVII вв. в Италии как реакция на маньеризм складывалось академическое направление в живописи. Основные его принципы были заложены братьями Карраччи – Лодовико (1555–1619 гг.), Агостино (1557–1602 гг.) и Аннибале (1560–1609 гг.). Они стремились к широкому использованию ренессансного наследия, призывая наряду с этим к изучению натуры. Стоя у истоков итальянской живописи XVII в., они во многом определяют её характер. Деятельность этих мастеров, знаменовавшая поворотный пункт в развитии итальянского искусства, получила большой резонанс в европейских художественных кругах, чему благоприятствовало и то, что с 1590 гг. и братья Карраччи, и Караваджо работали в Риме. Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико начали свой творческий путь в Болонье, где в 1585 г. организовали «Академию идущих по правильному пути» – мастерскую, в которой художники обучались по специальной программе. Отсюда и название этого направления – болонский академизм, хотя братья Карраччи и их многочисленные последователи (Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино и др.) работали кроме Болоньи и в других городах Италии. Творческая программа братьев Карраччи сложилась как своеобразная реакция на поздний маньеризм. Выход из тупика, в котором оказалась живопись, заключался, по их мнению, в возрождении монументального искусства, традиций Высокого Возрождения. Главные произведения Лодовико находятся в Болонской пинакотеке: «Мадонна Барджеллини» (1588 г.), «Мадонна Скальци», «Мадонна Ченто» (1591 г.), «Преображение» (1593 г.) и др. Агостино известен как живописец и гравёр; помогал Аннибале в его работе над росписью галереи Фарнезе в Риме. К числу его значительных произведений исследователи относят картины «Причащение Святого Иеронима» и «Успение» (Болонская пинакотека), а также гравюры на меди – иллюстрации к «Освобождённому Иерусалиму» Торквато Тассо. Какое содержание вкладывали основатели болонского академизма в понятие монументального искусства, или искусства «большого стиля», что понимали они под продолжением традиций Возрождения – наиболее полно раскрывается у самого талантливого из братьев – Аннибале Карраччи. Для него живопись Высокого Возрождения – образец недосягаемого совершенства, некий художественный «абсолют». Поэтому Аннибале Карраччи воспринимает её не столько как отправной пункт для собственных творческих исканий, сколько как источник, откуда надо брать найденные ренессансными мастерами эстетические решения. Это с неизбежностью привело художника к рассудочности и эклектизму («Мадонна со святым Матфеем» 1588 г., Дрезден, Картинная галерея; «Мадонна во славе с шестью святыми», 1594 г., Болонья, Пинакотека). Мотивы, взятые в искусстве Ренессанса, Аннибале Карраччи хочет наполнить живым, современным содержанием. Он призывает изучать натуру и тщательно штудирует её в своих рисунках; в ранний период творчества даже обращается к жанровой живописи. Однако натура, реальная действительность сами по себе не являются для Аннибале Карраччи чем-то эстетически полноценным. Так, в «Крестьянине похлёбкой» (1580 гг., Рим, галерея Колонна) исследователи видят ироническое отношение художника к мотиву: он акцентирует духовную примитивность крестьянина, жадно поедающего бобы; в изображении фигуры и предметов есть нарочитое упрощение.

 



 
PR-CY.ru