КАРНАВАЛ

КАРНАВАЛ (франц. – carnaval, итал. сarnevale, от лат. carrus navalis – потешная колесница, корабль праздничных процессий; по другой версии, от средневекового латинского carne vale –прощай мясо). В Западной Европе карнавалом называется вообще всё время от Рождества до четыредесятницы, когда население особенно увлекается балами, маскарадами и прочими увеселениями; в собственном же смысле – лишь последние дни этого сезона, когда бывает самый разгар уличных маскарадов и всевозможных народных развлечений. Более точная его продолжительность в разных местностях определяется неодинаково. Например, в Венеции он начинается 26 декабря, во многих городах – 6 января, в Испании – 20 января; в Риме длится лишь восемь дней, на берегах Рейна – одну неделю; в Бельгии, Франции, Австрии и Южной Германии – лишь три дня. Всюду он прекращается в «Среду пепла», которой начинается  западная четыредесятница, когда священники в храмах, обмакнув указательный палец в особый (окроплённый святой водойпосле чтения покаянных псалмов) пепел, изображают им крест на челах молящихся или просто посыпают его на их головы со словами «Memento, homo, quis pulvis es et in pulverem reverteris» («Помни, человек, яко земля еси и в землю отыдеши»). Только миланский карнавал, начинаясь 6 января, кончается четырьмя днями позже обыкновенного, согласно «уставу святого Амвросия» («Rito Ambrosiano»). Большинство учёных считаю карнавал остатком древнеязыческих весенних празднеств: Осириса в Египте, Диониса в Греции, Сатурналий и Луперкалий у римлян и подобных же празднеств у северных народов. Обычаи этих празднеств долго держались у христиан первых веков, даже в Константинополе. Соборы, святые отцы и учители церкви прилагал все усилия к их искоренению. Тертуллиан, например, жаловался, что христиане праздную «Сатурналии» (правило  39 Лаодикийского собора запрещает их). Много боролись с ними Амвросий Медиоланский и Августин Блаженный. По свидетельству Беды Достопочтенного, папе Римскому Геласию в конце V в. с большим трудом удалось отменить в Риме «Луперкалии», заменив их праздником Сретения, в который устраивалась особая религиозная процессия по городу с зажжёнными свечами (отсюда народное название праздника «Candelara» или «Candelaja»). Но, запрещённые в своём языческом виде, эти праздники продолжали существовать, меняя названия. Особенно долго держались они в Испании, Италии, Англии; главным же образом во Франции и Бельгии,  – в форме сумасбродного святочного народно-религиозного «праздника дураков» («Festum stultorum sen fatuorum»), во время которого временно уничтожались сословные преграды, и устанавливалось равенство между всеми классами для участия в общих разнузданных процессиях, маскарадах, песнях и плясках, под начальством временно избранного по жребию « «епископа дураков» (или «папы дураков», или «короля дураков»). Сохранившийся и в Средние века, этот день разрушал барьеры между сословиями, игнорировал правила приличия и допускал открытое высмеивание власти. Это было время бесконтрольного веселья, отдыха и вседозволенности. Закрывались школы и суды. Забывались недопонимания и ссоры. Даже войны останавливали свой ход.

 



 
PR-CY.ru